Многие по привычке считают что для снегоболотохода наилучшим движителям является гусеничный. Однако еще в 60-х годах в СССР проходили эксперименты по созданию принципиально новых систем, которые позволяли многократно повысить проходимость. В этой статье я расскажу о шнековом снегоболотоходе ШН-67 Шнек.
Как это часто бывало в то время, создание вездехода началось по собственной инициативе главного конструктора СКБ ЗИЛ В.А. Грачева. Стоит отметить, что шнекороторный движитель известен еще с 1868 года, когда его впервые запатентовал американец Я.Морат, в России аналогичный патент получил изобретатель Ф.Деринг в 1900 году.
Грачев понимал, что с современными двигателями и с оригинальной конструкцией корпуса можно создать транспорт с запредельными для вездеходов того времени, проходимостью. К работе приступили в 1966 году, будущий болотоход получил обозначение ШН-67, а конструкторы между собой прозвали его Шнек.
Ключевой особенностью вездехода являлись два шнекоротора расположенные по бортам, вдоль корпуса вездехода. Они представляли собой полые цилиндры, с конусами в окончаниях. На внешнем конусе располагался мощный винтовой грунтозацеп, высотой в 10 см. Крутящий момент от двигателя, через гидромеханическую КПП подавался к бортовым реверс-редукторам, которые собственно и вращали шнеки.
В вездеходе был установлен V-образный, 8-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 180 л.с. Он располагался в средней части корпуса. Прямо перед ним находилась стеклопластиковая трехместная кабина. Общая длина машины не превышала 5,5 метров, ширина 3,1 метра. Грузоподъемность составляла 1,2 тонны.
Зимой 1967 года, был построен первый опытный ШН-67, в марте он отправился на испытания. За счет герметичного корпуса, вездеход уверенно держался на воде, а шнековой движитель обеспечивал скорость в 8 км/ч. По снегу, машина также двигалась очень уверенно. Но на твердой поверхности ШН-67, двигался неуверенно и хаотично, а шнекороторы очень быстро изнашивались. Было решено модернизировать снегоболотоход.
Модернизация коснулась шнекороторов, они были изготовлены из алюминиевого сплава и уменьшен профиль грунтозацепов. В 1968 году, болотоход получил обозначение ШН-68 и снова вышел на испытания. Доработка положительно сказалась на скорости передвижения по воде, она повысилась до 12 км/ч.
На зимних испытаниях ШН-68, также показал отличные результаты. Он мог уверенно передвигаться по снегу глубиной 1,1 метр и развивал скорость в 18 км/ч. В этих же условиях колесный ЗИЛ-Э167 не смог даже двинуться с места.
Итоги испытаний подтвердили жизнеспособность концепции. Даже не смотря на то, что эксплуатация шнекоболотоходов на твердой поверхности противопоказана, но как говориться и не надо, ШН-68 отлично проявлял себя при движении по мягким грунтам, болотам снегам и т.д. В будущем, после многочисленных доработок, концепция выльется в создание серийных шнекоходов ЗИЛ, но об этом в следующий раз.
Интересная разработка от СКБ ЗИЛ, там еще много удивительных прототипов было разработано в свое время. Если Вам понравилась статья поддержите канал лайком 👍 и подпиской. Спасибо)