Владимир Сирин — Владимир Набоков
Писатель, поэт и четырежды номинант на Нобелевскую премию по литературе Владимир Набоков был знаменитым Набоковым не всегда. Вернее, прославился он не под своей фамилией. Его отец, известный политик и публицист, носил такое же имя, и Набоков-младший не хотел, чтобы их путали. В 1920-х годах он взял себе псевдоним Сирин — название райской птицы.
Именно перу Владимира Сирина принадлежат романы «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Камера обскура» и журнальная версия «Дара». А вот «Лолита» и более поздние произведения были подписаны уже настоящей фамилией писателя — с переездом в Америку в 1940 году Набоков от псевдонима отказался.
Человек без селезенки — Антон Чехов
«Человек без селезенки» — самый известный псевдоним Антона Павловича после «Антоши Чехонте», но далеко не последний в общем списке. Чехов — писатель с тысячью лиц: ни у одного его коллеги по перу не было столько псевдонимов. Каждое из имен соответствовало определенному периоду в жизни Чехова. Например, когда он занимался сельским хозяйством в Мелихове, то подписывался как «Цынцыннатус», а в письмах к жене называл себя «А. Актрисын», намекая, что Книппер-Чехова так и не оставила сцену после свадьбы.
«Человек без селезенки» появился, когда Чехов был студентом третьего курса медицинского факультета. Этим псевдонимом писатель пользовался около десяти лет и опубликовал под ним более ста рассказов и юморесок.
Роберт Гэлбрейт — Дж.К. Роулинг
В апреле 2013 года все заговорили о криминальном романе «Зов Кукушки» неизвестного никому автора Роберта Гэлбрейта. Читатели ждали продолжения, критики отмечали, что для автора-мужчины в книге чересчур много описаний, а журналисты интересовались личностью писателя. Загадка была раскрыта спустя несколько месяцев: за именем Гэлбрейта скрывалась сама Дж.К. Роулинг.
Как объяснила писательница, она хотела попробовать себя в другом жанре и услышать реальную критику, которая была бы невозможна, учитывая ее популярность. «Нового» автора Роулинг назвала Робертом в честь Роберта Кеннеди, а фамилия Гэлбрейт пришла ей в голову еще в детстве. После «Зова Кукушки» Роулинг-Гэлбрейт выпустила еще три книги о детективе Корморане Страйке.
А. Дж. Финн — Ден Меллори
В прошлом году дебютный триллер А. Дж. Финна «Женщина в окне» вышел на первое место в списке бестселлеров New York Times и удостоился похвалы Стивена Кинга. Позже выяснилось, что автора книги зовут Ден Меллори — он бывший журналист, литературный редактор и неплохой выдумщик. Паутиной лжи оказалась опутана не только жизнь персонажей романа, но и писателя. Долгое время Меллори убеждал всех, что его мать умерла от рака, брат покончил с собой, а у него самого неоперабельная опухоль головного мозга. Еще Меллори утверждал, что именно он посоветовал Дж.К. Роулинг издавать детективы под именем Роберта Гэлбрейта.
Когда обман Меллори раскрылся, он признался, что таким образом пытался справиться с биполярным расстройством и не хотел задеть ничьи чувства.
Басё - Мацуо Басё
Третьего ребенка, родившегося в небогатой семье самурая, назвали сначала Кинсаку. В разные годы жизни он носил имена Тоситиро, Тюэмон, Дзинситиро, пока в возрасте 36 лет не взял псевдоним Басё, что значит «банановое дерево».
Басё писал хайку. Благодаря поэту комический жанр превратился в лирический и стал ведущим в японской поэзии. Стихи Басё отличались гармоничностью, образностью и философским содержанием. Главную роль в хайку Басё всегда играла природа.
Лемони Сникет - Дэниел Хэндлер
Говорят, популярная серия «33 несчастья» появилась после того, как писателю Дэниелу Хэндлеру пришлось столкнуться с серьезными неприятностями. Тридцать семь издательств отказались публиковать его дебютный роман о проблемах девочки-подростка, посчитав его слишком депрессивным.
Но Хэндлер не отчаивался и спустя несколько лет выпустил серию книг о трех осиротевших детях, которые пытаются справиться со свалившимися на них невзгодами. «33 несчастья» оказались настолько успешны, что по их мотиву создали фильм, сериал и даже компьютерную игру.
Доктор Сьюз — Теодор Зойс Гайзель
В России мало кто знает, что Гринча, который украл Рождество, придумал именно Доктор Сьюз, а не Джим Керри и Universal Pictures. Доктор Сьюз — это почти Дж.К. Роулинг, только для малышей. Сегодня его произведения — самые продаваемые детские книги на английском языке.
Псевдоним Теодора Сьюза Гайзеля сложился из девичьей фамилии его матери и приставки «доктор» как дань несостоявшейся ученой степени, которую Теодор мог получить в Оксфорде, если бы не бросил учебу.
Кир Булычёв — Игорь Можейко
Как действительно зовут Кира Булычева, все узнали только в 1982 году - спустя 20 лет после появления его первых рассказов. Писатель готов был раскрыть тайну Третьей планеты, но только не тайну своего имени. Он считал, что руководство Института Востоковедения, в котором он работал, отнесется к увлечению фантастикой без восторга и уволит его.
Сначала Игорь Можейко подписывался как «Кирилл Булычёв»: Кирилл - в честь жены Киры, Булычев — девичья фамилия матери. Потом «Кирилла» сократили до «Кир.», а потом и точку убрали, оставив Кира как полноценное имя. Помимо основного псевдонима Булычёв использовал иногда и другие: Николай Ложкин, Игорь Всеволодов и Лев Минц.
Г. Л. Олди — Дмитрий Громов и Олег Ладыженский
Писатели-соавторы — это всегда интересно, а если у них еще и один псевдоним на двоих — интересно вдвойне. «Г.Л. Олди» — псевдоним писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского. Инициалы соответствуют первым буквам фамилий, а «Ол» и «Ди» - первым двум буквам имен: Олег и Димон.
Дмитрий Громов писал книги и до знакомства с Ладыженским, но именно после того, как они начали писать в соавторстве, к обоим пришла известность. Помимо фантастических произведений Громов и Ладыженский пишут критические статьи, а Ладыженский еще и стихи.
Ричард Бахман — Стивен Кинг
Мастера ужастиков иногда называют еще и мастером литературного обмана. После выхода нескольких успешных книг молодой писатель Стивен Кинг вдруг пропал из всеобщего поля зрения, зато появился некий Ричард Бахман, по манере письма поразительно напоминающий Кинга. Прежде чем обман раскрылся, Бахман-Кинг успел выпустить 7 романов, а потом рассказал в интервью The Washington Post, что Ричард Бахман скончался «от рака псевдонима».
Борис Акунин — Григорий Чхартишвили
«Мы очень разные. Акунин существенно добрее меня. Это во-первых. Во-вторых, он в отличие от меня идеалист. И в-третьих, он твердо знает, что Бог существует, в чем я ему завидую». Так говорит про свое писательское альтер-эго Григорий Чхартишвили — писатель, драматург, литературовед и страстный любитель Японии. Сама фамилия «Акунин», кстати, переводится с японского как «злодей», но злодей мирового масштаба. Кроме основного псевдонима у Чхартишвили есть еще два: Анна Борисова и Анатолий Брусникин.