Найти в Дзене
Философские байки

Мор. Утопия. От великого произведения к компьютерной игре

Ганс Гольбейн. Портрет Томаса Мора, 1527
Ганс Гольбейн. Портрет Томаса Мора, 1527

Томас Мор был философом и писателем, и даже несколько лет лордом-канцлером Англии. Главное его признанное достижение — небольшая книжка «Утопия», которую он сам назвал «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

О том, каким должно быть государство, писали и раньше (те же Платон или Аристотель). Но Мор воплотил идею в литературное произведение, тем самым став родоначальником всех утопий (и антиутопий).

В книге Мор порицает смертную казнь, предлагая просто делать преступников рабами (но относиться к ним по-прежнему как к людям). Он пишет про 6-часовой рабочий день, распределение продуктов по потребностям, все должности (несмотря на наличие короля) — выборные, частной собственности вовсе нет, а женщин наделяет равными с мужчинами правами. Для того времени (1516 г) это были небывалые мысли, которые мало кто воспринимал всерьёз.

Но это произведение сильно повлияло и на политическую мысль, и на литературную традицию. Отголоски влияния заметны и сейчас: оригинально использован каламбур с именем философа в компьютерной игре Мор (Утопия). Хотя создатель игры Дыбовский говорил, что к Томасу Мору эта игра отношения не имеет, некоторый каламбур здесь всё же присутствует. Игра повествует о смертельной эпидемии в мифическом наполовину утопическом (и наполовину антиутопическом) городе. И это возвращает нас к смыслу слова «Утопия» — город, которого нет.

-2

Несмотря на то, что Томас Мор боролся со смертной казнью, именно она завершила его жизненный путь. Он отказался признать короля Англии Верховным главой Церкви, что в конечном итоге и привело его на плаху. Однако даже там он являлся примером мужества и доблести, не переставая шутить:

Перед казнью сэр Томас Мор попросил палача помочь ему взойти на эшафот, добавив: «Спущусь я, так и быть, сам».
После этого, уже на плахе, философ сказал палачу:
«Моя борода сильно отросла в тюрьме. Она-то перед королем ни в чем не провинилась. Постарайся ее не задеть».