Найти в Дзене
Timmie Zo

Не учите детей английскому...

Оглавление

Здравствуйте.

Я преподаватель ака репетитор английского языка. Моя работа, кроме всего прочего, состоит в том, чтобы давать студентам советы о том, как именно им нужно учить иностранный язык. Но в сети развелось столько блогов и бложиков с рекомендациями, что в этой нише мне делать уже нечего. И я решил пойти от противного. Я расскажу о том, как НЕ нужно учить английский.

...если сами его не знаете и не учите

“Если вы не хотите, чтобы ваши дети были похожи на Барта Симпсона, не ведите себя как Гомер Симпсон”
Мэтт Гроунинг

Будучи в здравом уме и трезвой памяти, я в какой-то момент своей карьеры отказался от обучения кого бы то ни было младше 14 лет. Сегодня как никогда модно отдавать детей в ясли с языковым уклоном, тащить дошколят к репетиторам и пичкать первоклассников грамматикой в изощрённых формулировках. Так вот: это не работает в 99% случаев. Это всего лишь дорогой способ похвастаться друзьям "посмотри, какой умный у меня сынуля" и удовлетворить свои нереализованные хотелки в несчастном ребёнке.

Я встречал детей от 5 до 14 лет, говорящих на английском не хуже, чем на русском. Просто несколько примеров:

- семилетняя девочка, прожившая два года в США;

- мальчик 10 лет, чья старшая сестра сама учила английский и параллельно тренировала на нём свои навыки;

- подросток 14 лет, чьи родители сразу после рождения ребёнка создали для него языковой сплит – мама говорила с ним по-русски, а отец – только по-английски.

Ни один из этих детей не был рождён с золотой ложкой во рту. Просто им английский был доступен ежедневно, в непринуждённой разговорной обстановке. Вместо бестолковых для ребёнка упражнений и бессмысленных тетешек, которые разучивают со школьниками на языковых курсах, чтобы отбить плату за занятия, они были погружены в среду за счёт того, что их близкие сами уже знали или изучали язык.

Ни один человек 5-10-14 лет не поймёт и не примет необходимость учить что бы то ни было, если этим не владеют самые значимые для него люди – семья. Это работает примерно так же, как проблема курящих родителей, которые никак не могут объяснить своим детям вред употребления табака.

Конечно, встречаются исключения вроде киношного Шелдона Купера, которым просто нравится то, что они делают, и они достигают высот в этом. Но это, скорее, о естественных науках или спорте. Согласитесь, гораздо интереснее ставить яркие химические опыты или оттачивать футбольные трюки, чем пытаться овладеть инструментом, который у каждого человека и так уже есть, – языком.

Я всегда говорю своим студентам, что наличие у них детей – это огромный гандикап. Изучая иностранный язык, всегда старайтесь делиться новыми знаниями со своими детьми. Если это малыши, вы можете учить их самостоятельно, раскрывая для себя язык с другой стороны (это действительно безумно эффективная деятельность – объяснять кому-то только что полученный материал). Если это старшие школьники, вы можете тренировать с ними говорение, возможно даже и они научат вас чему-то. Как сказала одна моя студентка, начав говорить с дочерью-подростком на английском, она осознала, что той стало гораздо легче открыться. Не буду умничать и придумывать для этого название, но факт есть факт. Хотите разговорить ребёнка (ну или шпиона) – говорите с ним на английском.

Если честно, ещё ни разу я не видел детей, успешных в английском в отсутствие знаний у их родителей. Могут ли такие родители проверить правильность выполнения задания? Нет. Могут ли они дополнительно потренировать говорение за ужином? Чёрта с два. Узнать, что прошли нового на уроке? Снова мимо.

Дед не умел, отец не умел, а ты учись!

А вот навредить такие "воспитатели" ещё как могут. Просто зарисовка из жизни:

Дети после занятия выходят из аудитории. Пока сын одевается, отец пытается вербально выполнить родительский долг.

– Ну, чё выучил сегодня?

– Мы проходили цвета.

– Нифасе! Ну-ка, скажи “зелёный”.

– Green, – ребёнок смущается, потому что только что он оперировал новой лексикой в целых предложениях, осмысленно говорил, а тут на тебе – как будто в тестовую часть ЕГЭ чистым ботинком наступил.

– А синий?

– Blue.

– Ну ты ваще Шекспир! Щас домой придём, бабушке расскажешь!

И идёт этот несчастный детёныш домой в ожидании того, что его поставят на табуретку перед родственниками и приглашёнными соседями и заставят бездумно проговаривать слова в отрыве от контекста. Чтобы вы знали, дети в большинстве своём этого терпеть не могут. Ну вот как если бы вас поставили перед столом на юбилее у тёти Нади и начали бы допрашивать:

– А ну-ка, скажи, как ты начальнику отвечаешь, когда он отчёт спрашивает?

– А как по-строительному будет “совокупность жилых помещений”?

– Давай, построй коттедж из хлеба, покажи дяде Стёпе, какой ты строитель.

А если бы его отец хоть немного знал язык, он спросил бы сына о его любимом цвете, они обсудили бы цвет одежды прохожих и вместе раскрасили бы картинку из домашнего задания, закрепив материал.

Инвестируйте в себя и ваши дети получат дивиденды

У нас в стране почему-то принято всё лучшее отдавать детям. Причём в извращённой форме. Я довольно часто слышал, как родители на ознакомительном занятии при своём же чаде говорили, что языком никогда не владели и овладевать не собираются, но вот Ванечку срочно прямо сейчас надо научить. Зачем это Ванечке, перед которым сидит живой пример того, что без языка вполне можно обойтись?

Самый опасный родительский стереотип при этом – уверенность в том, что 2-3 академических часа в неделю позволят ребёнку заговорить на английском как носитель. Скорее всего, ваши дети буду говорить ровно на таком же уровне, что и вы. Как и играть в футбол на том же уровне, на каком играете вы, попивая пиво перед телевизором.

Хотите сэкономить деньги на репетиторах? Запишитесь на курсы параллельно с ребёнком и учитесь вместе.