Найти в Дзене
Office Life

Власти озвучили план действий по укрощению «Евроопта»

Проект указа «О противодействии монополизации в области торговли» выставлен для общественного обсуждения на Правовом форуме Беларуси. Инициатор обсуждения — МАРТ.

По данным редакции Office Life, это тот самый проект, который долгое время обсуждался, в том числе при участии критика крупных торговых сетей — первого вице-председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, члена рабочей группы при МАРТ, а также общественно-консультативного совета при этом министерстве Виктора Маргелова.

В документе, конечно, не упоминается компания «Евроторг». Но это единственный ретейлер, который занимает долю рынка, близкую к порогу в 20%. Именно на такие сети ориентирован указ.

Обоснование проекта указа прямо гласит о том, что есть «очевидные проблемы в регулировании торговых сетей». Также МАРТ обеспокоен долей отечественных товаров в рознице, защитой интересов белорусских производителей в условиях открытой экономики ЕАЭС. Естественно, говорится и о сохранении малого и среднего бизнеса. Все это ведомство считает причинами для дополнительных мер по регулированию торговых сетей, занимающих доминирующее положение (явный намек на «Евроопт»).

Опережающее развитие и охват все большей доли рынка крупными торговыми сетями приводят к негативным результатам: сокращение доли малого и среднего торгового бизнеса, создание невыгодных условий и ущемление интересов поставщиков товаров.

Также МАРТ признает факт платы за полки. Ведомство отмечает, что крупные сети давят на поставщиков, и последним приходится нести затраты, «связанные с дополнительными выплатами в пользу торговых сетей».

Невыгодные условия, навязываемые поставщикам, трудно доказать, как пишет МАРТ, по следующим причинам:

  • навязывание осуществляется, как правило, в устной форме;
  • производители не обращаются за защитой своих прав и законных интересов в связи с обоснованными опасениями нарушить договорные отношения с торговыми сетями и лишиться права «попадания на полку».

Поэтому МАРТ предлагает новый критерий. Сеть будет признаваться доминирующей, если доля в объеме продовольственной розницы за предыдущий финансовый год превышает 15%. Ретейлеры будут обязаны самостоятельно рассчитывать долю в порядке, который определит Совмин. Делать это нужно будет не позднее 5 дней после опубликования официальной статистики по розничному обороту на сайте Белстата.

Ретейлеров-доминантов обяжут:

  • размещать на своем сайте правила торговой практики, согласованные с МАРТ;
  • обеспечивать соблюдение этих правил;
  • размещать на сайте перечень аффилированных лиц, с которыми заключен договор на поставку товаров (примерно этого добивался Маргелов).

Доминанту запрещается:

  • навязывание поставщику (производителю) продовольственных товаров;
  • участие в скидках, акциях, оказании услуг по продвижению товаров;
  • установление условий о возможности в одностороннем порядке расторгнуть договор без каких-либо обоснованных причин;
  • обязывать поставщика возмещать затраты, не связанных с исполнением договора;
  • обязывать поставщика товаров платить бонусы, премии и т. п.
Сделка, совершенная с нарушением указанных запретов, ничтожна.
Проект указа

В свою очередь, поставщики, которые работают с доминантами рынка, должны будут публиковать в интернете либо бесплатно предоставлять по запросу (в течение 14 дней) правила установления скидок, выплаты бонусов и других подобных платежей.

За нарушение указа введут административную ответственность. В зависимости от конкретной ситуации могут наложить штраф до 500 базовых (до 12 750 рублей) или до 100 базовых (2550 рублей — за несоблюдение порядка выплаты бонусов и предоставления скидок).

Но пока это только проект. Общественное обсуждение продлится до 20 июня.

Оригинал статьи размещен здесь: https://officelife.media/news/11025-authorities-announced-the-action-plan-for-the-taming-of-the-euroopt/