В интервью с CFO Russia Ольга рассказала про особенности и преимущества интеллектуальной автоматизации в ее компании.
Как давно в «С7 Консалт» проводят интеллектуальную автоматизацию? Какие процессы она затронула?
В 2014 году стартовал проект ЭДО. Он затронул практически все внутренние процессы, по которым документы не требуют подписи сторонних лиц. Оборот формализованных документов со сторонними контрагентами на сегодня составляет 40%.
Роботизация процессов началась с января 2018 года. Мы роботизировали более 20 самых рутинных процессов в ОЦО и бизнесе.
В октябре 2018 года мы начали автоматизацию оформления и закрытия командировок. Процесс пока не завершили. Он будет включать внедрение чат-бота, автоматизацию на уровне ИТ и роботизацию. На сегодня мы оформляем/согласовываем/закрываем командировку в одном окне (с оформлением гостиницы, перелета, рапорта) и отказались от приказа, программы командировки и отчета по командировке в бумажном виде.
Проект по оптимизации бумажного документооборота стартовал в мае 2019 года. На его первом этапе будем распознавать АВР, Торг-12, СФ, УПД – около 7 тысяч документов в месяц. Затем – кадровые и неформализованные документы от контрагентов, поступающие в ОЦО (реестры и отчеты). Потом – уставы и договоры, которые поступают в бизнес от контрагентов. И рукописные документы – полетные задания – около 10 тысяч в месяц.
Также в мае 2019 года мы стали осваивать программу по подбору персонала. В июне запустим ее в колл-центре, а затем в других подразделениях холдинга.
На какие этапы делилась данная автоматизация? С какими сложностями вы сталкивались в ее процессе и как удалось их преодолеть?
Любая автоматизация в группе компаний С7 сталкивалась с тем, что большинство процессов было не стандартизировано. После их централизации в ОЦО появилась возможность более оперативно разбираться с тонкостями процесса, стандартизировать и автоматизировать его.
Следующая распространенная проблема – сопротивление сотрудников, чью работу затронула автоматизация. Во-первых, есть недоверие, что система сделает лучше, чем человек. Во-вторых, отторжение в изучении нового. В-третьих, переживание, что со временем могут остаться без работы.
Для решения этой проблемы мы стараемся привлекать персонал на этапе разработки и тестирования проекта. Это позволяет сотрудникам почувствовать себя вовлеченными и повысить доверие к новому продукту.
Мотивирующим фактором для нас была нехватка ресурсов у ИТ-разработчиков. Так появились роботы, чат-боты и другие продукты, с которыми под силу справиться сотрудникам без специального образования и навыков ИТ-специалистов.
Какие выгоды принесла автоматизация процесса «Оформление командировки»?
Мы еще не завершили его автоматизацию, но уже ушли от бумажного оформления программы, отчета и приказа о командировке. Оформляем документы в электронном виде и согласуем командировку в системе. Сотруднику виден весь жизненный цикл: согласование руководителем, бюджетным комитетом, перечисление денежных средств и другие статусы оформления командировки.
Все сотрудники с нетерпением ожидают внедрение чат-бота. Он позволит дистанционно согласовывать командировки с помощью корпоративного приложения. Это будет голосовой ассистент, который упростит бронирование гостиницы и билетов, а также перевод в электронный вид авансового отчета с интеграцией в учетные системы.
Какой эффект в целом получила ваша компания от интеллектуальной автоматизации?
Эффект любой автоматизации – снижение трудозатрат на выполнение операций. Но данная позиция никогда не была ключевой для группы компаний С7. Нам важно изучать и применять самые инновационные решения. Это касается процессов не только в авиахолдинге, но и в остальных компаниях группы С7.
Алиса Попова, CFO Russia