В июле 2006 года, я на две недели попал в заповедный уголок Кавказа, именуемый Дамхурц.
Мало кто из кавказских жителей слышал об этом месте, не говоря уже про остальных россиян. Что же в нем такого замечательного, что выделяет его из остальных ущелий Северного Кавказа?
Это ущелье названо в честь протекающей в нем реки Дамхурц, самой чистой в Европе, которая впадает в реку Большая Лаба, крупнейший приток Кубани. Оно мало заселено и в нем нет никакой сотовой связи. Здесь настоящий затерянный мир!
Часть 1. Лагерь ПГЛУ
Но самое главное, что привлекало меня в Дамхурце, это лагерь Пятигорского государственного лингвистического университета (ПГЛУ). Для меня это была возможность перенестись на виртуальной "машине времени" назад в свое студенческое прошлое, снова вспомнить восхождения в горы, сбор грибов и конечно песни под гитару у костра.
Купив в студпрофкоме путевку на 2 недели, я первым делом озадачился переброской в лагерь с продовольственным обозом своего «железного коня», горного велосипеда GT AVALANGE, с помощью которого я собирался объехать ущелье Дамхурца вдоль и поперек.
Итак, ранее июльское утро, я 35-летний продвинутый турист, подъехал к месту сбора перед зданием ПГЛУ. Передо мной стояла сотня молодых студентов с провожающими их родителями и друзьями. Почти также семнадцать лет назад, я уезжал в свой первый студотряд, с песнями Цоя, хрипящими из старой кассетной Романтики, гитарой, бережно спрятанной в холщовый чехол и блоком сигарет «Ростов».
-И если есть в кармане пачка сигарет, значит все не так уж плохо на сегодняшний день...
Дали команду «По машинам!» и все эта галдящая, возбужденная толпа, расцеловав и переобняв своих близких, растеклась по четырем Пазикам.
Я был явно чужой среди этой большой студенческой банды, но это ненадолго. Скоро они все узнают, что студент это не фамилия в зачетке, а состояние души!
Шесть часов дороги и мы наконец в заветном студенческом раю.
Лагерь, перешел ПГЛУ в 1967 году. Ранее в нем жили лесозаготовители. Соответственно вся его инфраструктура была минимизирована до крайности, так сказать на грани выживания. Туалет эМЖо типа сортир, летний душ и бараки сороковых годов постройки, вот что составляло номерной фонд моего нового пристанища.
Единственно что было относительно новым, это бревенчатая баня, расположенная на берегу речки Дамхурц, возле запруды, в которой два раза в неделю в мужской день, мы парились с дубовыми вениками, после прыгая распаренными в ледяную воду Дамхурца. УФФФ!!! Красотища!
Ну а женский день, это был просто отрыв башки. Молодые русалки, выбегали из парной и с визгом, под хохот мужской аудитории, плюхались в купель.
Мой барак, был наверное самым «убитым» из всех, но зато нас было в нем всего трое, я, аспирант Дима и мышь, которая явно была недовольна своими шумными соседями. Выбрав кровать с наименее продавленной сеткой, я разложил свой нехитрый скарб на полочках трехногой тумбочки и развалившись на своем новом месте, счастливо зажмурился от предвкушения завтрашнего произведенного мной фурора!
Вечером забирая у завхоза лагеря свой байк, я спросил его о самых крутых местах Дамхурца. Михалыч немного подумал и говорит,
-Есть тут километрах в двадцати от нас, на границе с Абхазией, «Кислые источники», но ты до них все равно не доедешь, туда только крутые джипы и Уралы доезжают.
-Это я то не доеду? Михалыч, ты меня явно недооцениваешь!
-А что понтоваться по пустому, если доедешь, будешь первым кто попал туда своим ходом. Но честно говоря, шансов у тебя мало.
Нарисовав мне на салфетке примерную схему проезда, завхоз пожелал мне удачи в моей невыполнимой миссии.
Вечером я тщательно подготовился к поездке и настроившись на позитив, лег спать.
Утром, нарядившись в свою велоэкипировку, сделав круг почета на своём GT по территории лагеря под восхищенные студенческие взгляды, я выехал на встречу с «Кислыми источниками».
Первые 10 километров шли по укатанному лесовозами лесному хайвэю. Я понимал, что не про этот участок пути мне рассказывал страшилки Михалыч. Вскоре показалась деревенька под названием Пхия, после которой и начинался велосипедный АД! Дорога уперлась в русло Большой Лабы и резко оборвалась. Ранее через реку был мост, но после сильного паводка его смыло, а строить новый, власти посчитали нецелесообразным. Чтобы ехать дальше, мне нужно было сначала форсировать реку, но парни, это было легче сказать, чем сделать!
Перейти быструю горную реку, шириной около пятнадцати метров, по скользким камням, в ледяной воде доходящей местами до пояса, с тяжелым горным велосипедом на плечах, это я вам скажу нихрена не легкая задача! Скажу больше, это 3,14здец как сложно! Особенно учитывая тот факт, что в случае моего падения, мой байк, ценой в штуку баксов, весело уплывал в Черное море! Но я ее все равно перешел, на полусогнутых, из последних сил, но перешел!
Выжав шорты и вылив из кроссовок воду, я поймал себя на мысли, что тучи над моей миссией стремительно сгущаются. Я еще не прошел и половину пути, а уже замерз, устал и деморализован! Но представив ухмыляющееся лицо Михалыча, со словами «Я же говорил, что ты не пройдешь», я поднял байк и покрутил педали вперед по дороге в самое пекло велосипедного ада!
Но дорогой это назвать было нельзя. За Большой Лабой начинался полный армагидец! Сквозь реликтовый лес текла речка Санчаро, по руслу которой и осуществлялось передвижение транспортных средств повышенной проходимости.
Ледяная вода, температурой 3 градуса, будучи еще 10 километров назад тающим снегом, обжигала ступни ног, которые крутя педали, каждый раз погружались в нее по щиколотки. Они постепенно синели, теряли чувствительность, пальцы начинали сводить судороги! Ехать по обочине, из-за отсутствия оной, тоже было невозможно. Лес с непроходимыми зарослями стоял вплотную к руслу речки, делая из неё тоннель. Примерно каждые 10 минут я останавливался, снимал обувь и сильно массировал ступни, пытаясь разогнать кровь и распрямить скрученные пальцы! Вдобавок езда по мокрым камням привела к серьезному падению и небольшой травме.
Да, тут уже явно не до понтов! Я серьезно задумался, нужна ли мне такая победа над собой, ценой потери здоровья! И тут я увидел то, что на 180 градусов поменяло мой курс. В паре метров от меня, в мягкой грязи, я увидел отчетливые отпечатки лап медведя. Сколько им времени сказать было трудно, но сам факт того, что тут недавно проходил топтыгин, мгновенно склонило чашу весов к возвращению на базу. Проскочив ранее пройденные километры на одном дыхании, я снова «нырнул» в Лабу и только на противоположном берегу остановился перевести дух.
Да, миссия была провалена, но впереди меня ждало еще столько разных приключений, что расстраиваться из-за такого пустяка не было оснований. Забегая вперед скажу, что позже судьба даст мне еще один шанс бросить вызов дороге на Кислые источники и в тот раз все будет по-другому.
А пока, я уныло ехал в лагерь, представляя себе довольную ухмылку Михалыча!