Я сажусь за этот обзор через двое суток после финиша, когда уже высказаны все возможные точки зрения, но споры о справедливости штрафа Феттеля, определившего судьбу победы, до сих пор не утихают. А раз так – позволю себе тоже слегка отойти от традиционного формата и немного подискутировать.
Предполагаю, что если не все из вас, то очень многие уже успели ознакомиться с заметкой горячо мною любимого Олега Карпова – если вдруг нет, то найти можно вот тут. Обязательно прочитайте, она классная. В двух словах, суть сводится к тому, что если вывести за скобки цвета машин и фамилии гонщиков, если забыть, что уже даже фанаты Mercedes начинают желать Ferrari победы, то окажется, что судьи действовали строго в рамках прописанных правил, и другого выбора у них не было.
Абсолютно справедливая позиция – и логичные параллели с футболом, где арбитров так же критикуют за непопулярные решения, но общий сюжет сезона на них, как правило, не влияет. Все верно, только футбол – это спорт, а Формула-1 – шоу, и об этом не стесняются в открытую говорить непосредственные творцы представления. Тут-то и начинаются фундаментальные расхождения в логике и интерпретации тех или иных событий.
Понимаете, в футболе не переписывают правила игры раз в несколько лет, не увеличивают размер ворот в погоне за бОльшим количеством обгонов забитых мячей, не заставляют игроков играть в скользких кроссовках вместо бутс, чтобы потенциально увеличить шанс ошибки и поднять зрелищность… А у нас с вами то DRS, то очень нежные шины, которые надо экономить, то живучие, которые позволяют атаковать, но убивают тактические игры, то лихорадочные изменения регламента… и все ради того, чтобы публика в итоге оставалась довольна.
Так вот, после финиша в Канаде довольных не было.
Причины судейского решения действительно прописаны в правилах: небезопасное возвращение на трассу, все такое. Феттель действительно успел посмотреть в сторону Хэмилтона – и как минимум не сделал ничего, чтобы избежать смещения на его траекторию. Но Себ был, черт возьми, абсолютно прав! Стоит сказать себе: «Ой, я ошибся, посторонюсь-ка на всякий случай, чтобы не наказали» – и все, можно вылезать из кокпита и идти напрямую в отряд авторитетных критиков имени Жака Вильнева.
Феттель сделал ровно то, что на его месте должен был сделать любой – но нарвался на избирательный подход стюардов. Почему избирательный? Потому что между квалификацией и гонкой, в режиме закрытого парка, Хэмилтону меняют конфигурацию гидравлической системы – но он не стартует с пит-лейн: чиновники рассудили, что новая версия работает точно так же, как и старая, а значит и штрафовать не надо. Что происходит с Магнуссеном, которому собрали новую идентичную (!) машину взамен разбитой в субботу? Правильно, долой с десятого места, начинаем гонку из боксов.
И хотя бы поэтому судьи точно ответственны за то, чем закончилось воскресенье: у них в запасе чертова уйма формулировок, позволяющих менять правила под себя. Пилот X принял все разумные меры, чтобы оставить место на трассе пилоту Y. Пилот Y не учел обстоятельства в полном объеме и выбрал траекторию, ведущую к точке, куда уже двигался пилот X. И вообще, пилот Y оказался всеми четырьмя колесами за белой линией, ограничивающей трассу, получив незаконное преимущество. Видите? Повернуть можно как угодно, в отличие от того же футбола, где не бывает пощады за непредумышленную игру рукой или случайный офсайд.
А ведь есть еще и подход let them race, вроде как до сих пор декларируемый стюардами! Где еще его применять, как не во время борьбы за лидерство пятикратного чемпиона с четырехкратным? В трех секундах на протяжении фактически всей дистанции, напряженно, непредсказуемо – правда же, Канада-2019 вернула зрителей если не в девяностые, то во вторую половину нулевых точно. Мыслимы были такие штрафы в те времена? Гуру статистики наверняка накопают горсть примеров, но чего точно не было – так это сегодняшнего ощущения зарегулированности. Тотальной и, что гораздо хуже, непоследовательной.
Болеют ли судьи за Хэмилтона? Нет, они просто слишком зависимы от репутации, которую себе создают сами гонщики. Есть примеры «вечных плохишей» вроде Грожана и Квята, навлекающих на себя гнев по умолчанию – и есть нынешний Льюис, который не только избегает ошибок, но и ведет тончайшие психологические игры, выставляющие его рыцарем в сверкающих доспехах. Только не сочтите это за критику – как раз наоборот.
А на другой чаше весов – весь груз косяков и ошибок Феттеля, все его упущенные шансы, общая эмоциональная нестабильность. И если захотеть, в решении судей можно найти своеобразный воспитательный эффект – мол, давай-ка ты, Себ, выиграй по-нормальному, безупречно, докажи, что все еще на это способен. Что ж, по этой логике за истерики, нарушения пост-финишных протоколов и перестановку таблички с первым номером Феттеля теперь будут прессовать еще сильнее.
Но когда у него появится следующий шанс? Даже в Канаде скорости Ferrari еле-еле хватило на то, чтобы удержать Mercedes позади, и нет ни одного реального индикатора, что на менее моторозависимых трассах красные машины смогут побороться с серебристыми. Отвратительно, когда всего после семи гонок сезона спасение интриги выглядит почти невозможным, зависящим от чуда – но дела обстоят именно так.
Потому что даже на Боттаса уже нет особой надежды. Валттери наверняка выдаст еще несколько хороших гонок, несомненно пару-тройку раз победит, но стабильности, позволяющей навязывать борьбу этап за этапом, за ним пока не замечено. А без нее никуда. Понемногу меркнет и сюжетная линия Шарля Леклера, которому никак не удается блеснуть на уровне самого себя в Бахрейне – и акценты неумолимо смещаются в сторону Формулы-1,5. Опять.
Там, конечно, забавно наблюдать за борьбой McLaren и Renault, за противостоянием Рикьярдо и Хюлькенберга уже внутри французской команды, радоваться за стабильно-результативного (наконец!) Даню Квята, даже отмечать классную гонку Стролла на альтернативной тактике (хотя от квалификационного разгрома это его не спасает)… Но, если честно, даже самый вкусный гарнир теряет смысл без основного блюда.
Что остается простому болельщику? Повторять известную мантру пилотов: я не думаю о сезоне, а концентрируюсь на каждой гонке в отдельности. И тогда, пожалуй, у нас еще есть шансы получить удовольствие от Формулы-1 в 2019 году. Если больше никто не станет портить шоу.