Найти тему
Роман Апрелев

7 иностранных фильмов о России с любовью

Оглавление

Вот часто можно услышать, что не могут иностранцы понять загадочную русскую душу. Ну и там пара причитаний. Вообще-то русская душа ничуть не загадочнее, чем венгерская или туркменская. Хотя, конечно, в изображении наших в искусстве есть куча стереотипов. И в немалой степени негативных. Но так было всегда. Просто посмотрите, в каком качестве в русских анекдотах представлены представители других народов: чукча - тупой, еврей и хохол - жадные, немец - законопослушный и схематичный.

Но сегодня вспомним некоторые фильмы, в которых русские изображаются без ненависти. А иногда и с любовью. На самом деле их не так мало, особенно если брать отдельных персонажей, а не страну целиком. Но введем дополнительный критерий отбора в виде художественного уровня. Поэтому, например, “Чернобыль” сразу отпадает.

“Трус”

Кадр из "Труса"
Кадр из "Труса"

В соцлагере такие картины найти проще. Но восточноевропейское кино у нас незаслуженно забыто. В Чехословакии поступили разумно. Кто сможет сыграть советского солдата? Правильно, актер из СССР. В роли нашего Олега - Олег Стриженов. Не знаю, есть ли этот фильм в Сети в хорошем качестве. Я его видел давно на “Культуре”. Лучше всего его смотреть с субтитрами, потому что при дубляже теряется изюминка: ведь чехи говорят по-чешски, а Стриженов, разумеется, по-русски. И герои друг друга понимают.

“Четыре танкиста и собака”

Кадр из "Четырех танкистов и собаки"
Кадр из "Четырех танкистов и собаки"

В современной Польше ополчились на собственный же шедевр. Еще бы - там такая крамола: Советы им друзья, а немцы - враги. В польском танке через много серий едет и уроженец СССР - грузин Георгий. Ну а самое главное, что пес Шарик, хоть и немецкая овчарка, но родился и вырос на Дальнем Востоке. Наш парень! Ну и, конечно, русская медсестра Маруся.

“Война и мир”

Кадр из "Войны и мира"
Кадр из "Войны и мира"

Об этом фильме я уже писал отдельно. Отличная экранизация с прекрасными актерами. Именно эта постановка подтолкнула советских кинематографистов сделать свой ответ, который получился не менее достойным.

“Белые ночи”

Кадр из "Белых ночей"
Кадр из "Белых ночей"

Раз Толстой есть, должен быть и Достоевский. Получите! И режиссер не кто-нибудь, а Лукино Висконти. Он экранизировал одно из самых поэтических произведений Федора Михайловича. На мой глубоко субъективный взгляд, этот “сентиментальный роман” удался нашему великому писателю больше, чем толстенные “Преступление и наказание” и “Идиот”: здесь нет философии, но есть Петербург, любовь и мечта. Правда, герой Марчелло Мастроянни живет в Италии, где нет белых ночей. Там он встречает русскую девушку Наталью. И однажды на землю выпадает снег - и вокруг становится светло.

“Мадемуазель О.”

Это совместный французско-российский фильм Жерома Фулона. Как и во многих дворянских семьях, у Набоковых (а это экранизация единственного франкоязычного рассказа Владимира Набокова) говорят то на языке Пушкина, то на языке Стендаля.

“Внутри вихря”

Кадр из фильма "Внутри вихря"
Кадр из фильма "Внутри вихря"

Вы ждали ГУЛАГа? Так вот же он. Сталинистам и коррупционерам - не смотреть! Остальным вполне можно. Да, система здесь показана во всей неприглядности, но а разве она на самом деле была симпатичная и гуманная? Но главное в истории не это, а конкретная человеческая судьба. Интеллигентные люди даже в бараках стремятся сохранить и отстоять свое достоинство. В основе сюжета - воспоминания Евгении Гинзбург, матери писателя Василия Аксенова. Это ее личная трагедия. Так что СССР - да, показан без малейшей симпатии, пожалуй, даже со штампами. Но фильм о людях.

“Анна Каренина”

Кадр из "Анны Карениной"
Кадр из "Анны Карениной"

Экранизацию Джо Райта массовая публика совершенно не поняла и не приняла. Отзывы поражают своим невежеством. Но вообще-то автором сценария выступил Том Стоппард - английский драматург (ну или еврейский чешского происхождения), которого уже можно считать классиком. “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” - это его пьеса. Стоппард очень прилично знает русскую культуру: его “Берег утопии” рассказывает о Герцене, Чаадаеве, Белинском, Тургеневе и других известных вам из школьной программы русских мыслителях XIX века. В соавторстве с ним Райт очень здорово покуражился над стереотипами о России. Если мы видим паровоз, то на нем полуметровый слой снега. Если это золоченая зала, то за спиной у Анны будет облезлая стена. А еще где-нибудь наверху краснеет кумач социалистического лозунга. Увы, не привычная к такой игре аудитория сочла авторов дураками. Каждому свое!

Смотрите также: 15 фильмов, передающих дух 90-х годов