Вот часто можно услышать, что не могут иностранцы понять загадочную русскую душу. Ну и там пара причитаний. Вообще-то русская душа ничуть не загадочнее, чем венгерская или туркменская. Хотя, конечно, в изображении наших в искусстве есть куча стереотипов. И в немалой степени негативных. Но так было всегда. Просто посмотрите, в каком качестве в русских анекдотах представлены представители других народов: чукча - тупой, еврей и хохол - жадные, немец - законопослушный и схематичный.
Но сегодня вспомним некоторые фильмы, в которых русские изображаются без ненависти. А иногда и с любовью. На самом деле их не так мало, особенно если брать отдельных персонажей, а не страну целиком. Но введем дополнительный критерий отбора в виде художественного уровня. Поэтому, например, “Чернобыль” сразу отпадает.
“Трус”
В соцлагере такие картины найти проще. Но восточноевропейское кино у нас незаслуженно забыто. В Чехословакии поступили разумно. Кто сможет сыграть советского солдата? Правильно, актер из СССР. В роли нашего Олега - Олег Стриженов. Не знаю, есть ли этот фильм в Сети в хорошем качестве. Я его видел давно на “Культуре”. Лучше всего его смотреть с субтитрами, потому что при дубляже теряется изюминка: ведь чехи говорят по-чешски, а Стриженов, разумеется, по-русски. И герои друг друга понимают.
“Четыре танкиста и собака”
В современной Польше ополчились на собственный же шедевр. Еще бы - там такая крамола: Советы им друзья, а немцы - враги. В польском танке через много серий едет и уроженец СССР - грузин Георгий. Ну а самое главное, что пес Шарик, хоть и немецкая овчарка, но родился и вырос на Дальнем Востоке. Наш парень! Ну и, конечно, русская медсестра Маруся.
“Война и мир”
Об этом фильме я уже писал отдельно. Отличная экранизация с прекрасными актерами. Именно эта постановка подтолкнула советских кинематографистов сделать свой ответ, который получился не менее достойным.
“Белые ночи”
Раз Толстой есть, должен быть и Достоевский. Получите! И режиссер не кто-нибудь, а Лукино Висконти. Он экранизировал одно из самых поэтических произведений Федора Михайловича. На мой глубоко субъективный взгляд, этот “сентиментальный роман” удался нашему великому писателю больше, чем толстенные “Преступление и наказание” и “Идиот”: здесь нет философии, но есть Петербург, любовь и мечта. Правда, герой Марчелло Мастроянни живет в Италии, где нет белых ночей. Там он встречает русскую девушку Наталью. И однажды на землю выпадает снег - и вокруг становится светло.
“Мадемуазель О.”
Это совместный французско-российский фильм Жерома Фулона. Как и во многих дворянских семьях, у Набоковых (а это экранизация единственного франкоязычного рассказа Владимира Набокова) говорят то на языке Пушкина, то на языке Стендаля.
“Внутри вихря”
Вы ждали ГУЛАГа? Так вот же он. Сталинистам и коррупционерам - не смотреть! Остальным вполне можно. Да, система здесь показана во всей неприглядности, но а разве она на самом деле была симпатичная и гуманная? Но главное в истории не это, а конкретная человеческая судьба. Интеллигентные люди даже в бараках стремятся сохранить и отстоять свое достоинство. В основе сюжета - воспоминания Евгении Гинзбург, матери писателя Василия Аксенова. Это ее личная трагедия. Так что СССР - да, показан без малейшей симпатии, пожалуй, даже со штампами. Но фильм о людях.
“Анна Каренина”
Экранизацию Джо Райта массовая публика совершенно не поняла и не приняла. Отзывы поражают своим невежеством. Но вообще-то автором сценария выступил Том Стоппард - английский драматург (ну или еврейский чешского происхождения), которого уже можно считать классиком. “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” - это его пьеса. Стоппард очень прилично знает русскую культуру: его “Берег утопии” рассказывает о Герцене, Чаадаеве, Белинском, Тургеневе и других известных вам из школьной программы русских мыслителях XIX века. В соавторстве с ним Райт очень здорово покуражился над стереотипами о России. Если мы видим паровоз, то на нем полуметровый слой снега. Если это золоченая зала, то за спиной у Анны будет облезлая стена. А еще где-нибудь наверху краснеет кумач социалистического лозунга. Увы, не привычная к такой игре аудитория сочла авторов дураками. Каждому свое!
Смотрите также: 15 фильмов, передающих дух 90-х годов