Найти тему
Jenny

Два романа Елены Блонди

Коллаж-иллюстрация к роману Е.Блонди "Прогулка" выполнен Е.Перовой
Коллаж-иллюстрация к роману Е.Блонди "Прогулка" выполнен Е.Перовой

Роман Е. Блонди «Судовая роль» - про Золушку, живущую в портовом городе, принц которой оказался, как и следовало ожидать, вовсе не принцем, а последней сволочью.

Пышноволосая, нежная, доверчивая, верная, истомившаяся без любви и понимания, без крепкого плеча рядом, считающая лунных котов, знающая, чем отличается вино из ночной ежевики от вина из ежевики дневной.

Она принимает ту форму, которую ей подставляет жизнь, вливается в своего мужчину, как в сосуд: в горы – так в горы, на рок-фестиваль – так на рок-фестиваль, яйца-пашот – так яйца пашот. Героиня романа послушно кажется такой, какой надо ее матери, друзьям-приятелям, случайным попутчикам. И не зря у нее столько имен: Вероника, Веронка, Ника, Никуся, Куся, Вера… Маленькая Вера.

Слишком маленькая вера в себя саму, в свою красоту, значимость, в свой талант. И пока Золушка не поймет, что нельзя ждать принца, нельзя рассчитывать на фею – у нее ничего не получается. Она достигает желаемого, только когда разрывает этот порочный круг, когда начинает понимать, чего же хочет она сама: омлет или действительно яйца-пашот?! Только когда она отказываются от принца – она его получает. Настоящего.

И Вероника-Куся тоже к концу романа выпрыгивает из беличьего колеса, в котором бежала-бежала-бежала, вечно оставаясь на одном месте.

Если представить себе фильм «Судовая роль», то он начинался бы как вполне себе реалистическое произведение в духе «Маленькой Веры», в котором только очень искушенный зритель мог бы заметить присутствие чего-то волшебного, сказочного, фееричного, а может, и лубочного. Лишь постепенно из обыденности проявилось бы нечто в духе Кустурицы, а может быть, и Феллини, чтобы закончиться суровой романтикой Александра Грина – Ассоль нашла капитана Грея, паруса реют, чайки кричат…

А написано – как и все у Елены Блонди! – вкусно, ярко, выпукло. Потому и заговорила про кино – всё и всех видишь. А какие персонажи: чудная мама, вся в топинамбурах, прелестная Васька с ее невразумительной речью и удивительной способностью попадать во всякие невозможные ситуации, Тина Дивановна – имени достаточно, дальше можно не рассказывать. А фантасмагорическая свадьба, из которой никак не может вырваться героиня!

Да, только Лена так может написать. Не похоже ни на кого. По-своему. Потому что она тоже видит лунных котов и знает все про вино из ежевики.

-2

«Прогулка» Лены Блонди – необыкновенно красивая и... страшная книга. Красивая - потому что по умолчанию не может не быть красивой. Лена иначе не умеет. Из любого сора она сделает нечто прекрасное и необыкновенное. Просто так видит.

Страшная - потому что речь идет о попытке убить душу. Которая, к счастью, не удалась. И это не такое убийство, когда ножом по горлу, нет! Это когда потихоньку-полегоньку, по капельке вливают в тебя сладкий яд, приучают помаленьку, пока ты сама не запросишь еще... и еще... и еще... Пока сама не взойдешь на эшафот. С радостью взойдешь! Ради любви. Которая и есть твоя смерть.

Это роман-мОрок. Происходящее расслаивается, двоится и троится, окутывает читателя белесой дымкой, словно утренний туман над водой. Сны мешаются с реальностью, действие происходит одновременно в настоящем и в прошлом, которые то отделяются друг от друга, как пенка отделяется от молока, а то перемешиваются, словно взбитые миксером: в коридоре еще прошлое, а в комнате уже настоящее... И где-то там, рядом, будущее - неизвестно какое. Каким оно станет, знает прошлое.

Поэтому героиня и отправляется на Прогулку в свою юность, пытаясь найти там себя шестнадцатилетнюю, наивную, светлую, переполненную любовью... разбитую вдребезги.

"Было так, будто Кира стоит на пороге, уже может войти, но пока что осматривается, иногда делает шаг внутрь, берет новую вещь, и снова кладет ее на место. Глубокая разведка, решила она, я на стадии глубокой, но еще разведки. Или это погружения. Там, в толще, есть всякие злые места, это связано с переплетением времен, конечно, куда же деваться отдельным кускам прошлого, если я ныряю в него из настоящего. Они есть. И мне нужно научиться их обходить, если опасны. Я же сумела когда-то. А была всего-то девчонкой. Теперь я взрослая, сильная и более опытная. Умею слушать себя, умею вслушиваться в мир, меня окружающий. Или я отвернусь, откажусь, и уйду с порога в старую, обыденную жизнь (если тебе позволят, Кира, шепнуло ей), и буду жалеть. Или - попробую освоиться. В ее решении идти дальше было не только это. Тот самый кусок прошлого, которому она когда-то приказала не быть, поднялся мутью со дна, окружил, и логично было бы отступить, давая мути снова осесть. Но для Киры это значило поддаться ему снова. Когда-то она победила мироздание. Не для того, чтоб позволить куску прошлого повелевать ее жизнью сейчас..."

Нет, не верно! Она не сознательно отправляется - ее туда затягивает. Роман держит тебя в напряжении до самого конца, нагнетая и нагнетая мрачные тайны: кто или что пробивается к героине сквозь время, как сквозь каменную стену, процарапывая и выгрызая дыры в кладке памяти. И главное - зачем?

И когда уже понятно, что произошло с Кирой-маленькой, ты все равно читаешь, зная, что потом долго не сможешь избавиться от этих ужасающих подробностей - потому что хочешь знать, как, как она спаслась?! Как выжила? Как стала вот такой прекрасной сорокашестилетней Кирой, в которую влюбляется мальчишка, годящийся ей в сыновья!

Потому что Кира тоже хочет знать: почему?! Почему это произошло именно с ней?! И она получает ответ. Совершенно неожиданный! Во всяком случае - для читателя. Сама Кира, по-моему, давно догадалась.

И еще - это роман очень оптимистичный. Он дает надежду. Не остается мрачного ощущения.

Вот камушки-смальты, из которых собрана мозаика романа:

Юная прелестная Кира и Кира зрелая - роскошная, странная, волшебная...

Ее юный возлюбленный, уморительный и трогательный...

(Его рассказ про свидание, когда он усыпал постель лепестками роз, а из них повыползали какие-то жуки, и они с девушкой, вместо того, чтобы заняться любовью, боролись с жуками, заслуживает отдельного упоминания)

Кот Клавдий и кошка Кларисса...

Духи умерших и драконы-защитники...

Волшебное платье Киры...

И еще - Керчь, море, степь, шмели и травки с цветами, облака и ветры...

"Слева шумели люди, в том кусочке парка, где на больших полянах были сложены грубые очаги, и там, в выходные побольше, но и в будни всегда кто-то занимался шашлыками, и вокруг бегали дети, размахивая бадминтонными ракетками. А впереди на кусочке старой клумбы расцветал церцис, пурпурно-розовые грозди цветков, таких сочных, будто росли для еды. И летали вокруг отягощенных цветами ветвей толстые пчелы-плотники…»

Сайт Елены Блонди, где ее книги можно скачивать и читать совершенно бесплатно:

http://tatuiro.ru/?page_id=710&fbclid=IwAR1bDaVFVNwx6Nx2doKWnGDFPmliVmd7n8iVMqu2_AmXzMcFY_CxX0WPkRg