"Солнце слепит глаза, кто-то отдёрнул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын День сегодня! Над моей головой зелёная берёзка, дрожит листочками. У кивота, где Троица, тоже засунута берёзка, светится в ней лампадочка. Комната кажется мне другой, что-то живое в ней.
На мокром столе в передней навалены всякие цветы и тёмные листья ландышей. Все спешат набирать букетцы, говорят мне — тебе останется. Я гуляю по комнатам. Везде у икон берёзки. И по углам берёзки, в передней даже, словно не дом, а в роще. И пахнет зелёной рощей."
===Отрывок из книги Ивана Шмелёва "Лето Господне", описывающей повседневный быт купеческой семьи конца XIX века===
Здо́рово, правда? Такое ароматное описание, вдыхаешь и чувствуешь сладкий запах травы и полевых цветов. Неожиданно оказалось, что у Шмелёва есть не только рассказ об украшенном на Троицу храме (это я помнила), но и подробности декорирования жилого дома (картина подошла к описанию безупречно! даже занавески отдёрнуты).
Справка: "Кивот" ("киот") – специальный футляр для иконы, что-то вроде плоского шкафчика. В интерьерах XIX – начала XX веков – очень распространённое явление.
Зелёный душистый декор в интерьерах дома и храма – давняя русская традиция. Ассоциативная связь такая: Сошествие Святого Духа – Дух Святой животворит – жизнь – природа – растения. Мир трав, цветов и берёз как торжество жизни. Отсюда же и символика зелёного цвета в обиходе Церкви – облачениях священников, покровах, предназначенных для службы.
А берёзки, если честно, жалко. В дом уж точно не надо рубить. Ну, для храма ещё куда ни шло, там пусть будут праздничные деревья – как ёлки на Рождество. А дома, мне кажется, хватит букетов из трав-цветов, поставленных в вазы по столам, тумбочкам и комодам. 😊
Про интерьер храма, украшенного на Праздник, читайте в следующей заметке ➡️➡️➡️
Текст: Дарья Филиппова (Interior Writer)
Ещё по теме: