Не очень. Судя по всему, польза от майндфулнес-медитации — или, как ее чаще называют в России, «практики осознанности» — преувеличена. Например, в апреле 2019 года крупный и серьезный научный журнал PLoS ONE отозвал большую работу, посвященную пользе практик осознанности для облегчения состояния людей с хроническими заболеваниями, которая была опубликована в 2015 году.
Что еще за научная работа про медитацию и почему ее вдруг отозвали?
Что такое осознанность, откуда она взялась и зачем понадобилось ее развивать. Практика осознанности — не медитация в восточном стиле. Это адаптированная для нужд европейцев техника управления вниманием, в которой от буддизма остались только наблюдения за дыханием и телесными ощущениями, необходимые для концентрации, и практика сострадания, которая нужна, чтобы научиться лучше понимать чувства и переживания людей.
История практики осознанности началась в 1979 году, когда доктор Джон Кабат-Зинн разработал 8-недельную программу снижения стресса, основанную на осознанности (MBSR). В 1982 году Кабат-Зинн опубликовал статью, в которой доказал, что практика MBSR помогла облегчить страдания 51 пациента с хронической болью, которым не помогло традиционное лечение.
Лечение хронической боли — серьезная проблема: сильные обезболивающие часто недостаточно эффективны и имеют много побочных эффектов. Практика MBSR оказалась как нельзя кстати — ведь этот метод обезболивания не требует применения обезболивающих.
Вскоре на основе MBSR разработали многочисленные методики для лечения других состояний, с трудом поддающихся терапии, — например, когнитивную терапию при депрессии (MBCT), тренинг по осознанному питанию для людей, страдающих от переедания (MB-EAT), и тренинг для бросающих курить (MTS). Сегодня MBSR преподается людям во всем мире, которые испытывают трудности во всех сферах жизни.
Что не так со статьей про применение осознанности в медицине. На самом деле проблемы бы не было, если бы дело было в одной статье. Беда в том, что посвященные практикам осознанности научные статьи в принципе ненадежны, потому что выдают неубедительные результаты за «обнадеживающие» и «захватывающие».
Говорить об этом начали еще в 2002 году. Еще 17 лет назад ученые впервые обратили внимание, что из-за ненадежных методов исследования осознанности данные об эффективности MBSR при лечении стресса могут быть завышены.
Отозванная в 2019 году статья была посвящена анализу 187 предыдущих исследований, в которых оценивалась эффективность MBSR для облегчения состояния пациентов с хроническими заболеваниями. С 2015 года, когда статью только опубликовали в PLoS ONE, ее успели процитировать 130 раз.
Помимо ошибок в оценке данных, которые часто встречаются в статьях, посвященных осознанности, профессор Джеймс Койн обнаружил нераскрытый конфликт интересов: авторы исследования работали в медицинском центре, который оказывал услуги, основанные на практиках осознанности. Значит — были заинтересованы в том, чтобы продвигаемый ими метод лечения оказался рабочим. Этого оказалось достаточно, чтобы статью отозвали, однако авторы с этим решением так и не согласились.
А есть ситуации, в которых медитация действительно может быть полезной?
В принципе, имеется довольно много данных о том, что медитация способна уменьшить стресс. Вопрос только в том, какого качества эти данные — можно ли верить результатам.
Пожалуй, самой научно обоснованной можно считать когнитивную терапию, основанную на осознанности. Например, этот метод рекомендуют для лечения тревожного расстройства у пациентов, которым не помогла классическая когнитивная терапия.
Есть данные, что MBSR немного уменьшает беспокойство, депрессию и качество сна. А еще, судя по всему, метод неплохо помогает ипохондрикам — болезненно-мнительным людям, которые не могут отделаться от ощущения, что они больны неизлечимым опасным заболеванием.
Стоит ли учиться медитировать — или имеет смысл заняться чем-нибудь другим?
На самом деле мы не знаем точно, может ли практика осознанности быть полезна здоровым людям. Кажется, это тот редкий случай, когда крупные корпорации вроде Google вложили средства в обучение сотрудников практике, которая пока не имеет доказанной эффективности.
Так что ответ на вопрос, стоит ли учиться медитировать, может быть только один — это личное дело каждого. Но если медитировать упорно не получается — то и смысла себя истязать особого нет.
Автор: Даниил Давыдов