Морское судно за один рейс может поменять климатические пояса. Причём, поменять радикально. От температуры наружного воздуха в минус 25 градусов, до плюс 35.
В одном случае требуется обогрев жилых и служебных помещений, в другом, наоборот, охлаждение.
Вот сейчас и расскажу, как обогревают, и, как охлаждают.
Но сперва о системе вентиляции.
Пароход, он... железный (да, уже можно начинать смеяться). И довольно герметичный. Правила постройки танкеров запрещают делать открываемые иллюминаторы на лобовой части надстройки. Притоку свежего воздуха в вашей каюте, если она расположена именно в лобовине, попросту неоткуда взяться. Но даже и в тех каютах, где иллюминаторы открываются, не всегда можно их открыть. Например, при погрузочно-разгрузочной стоянке у терминала, правила терминала требуют закрытых иллюминаторов.
Свежий воздух отбирают из атмосферы, и через станцию вентиляции гонят по жилым и служебным помещениям. Загрязнённый воздух вытесняется из каюты свежим, и выходит в коридор через дверные решётки.
Сами воздуховоды спрятаны под обшивку подволока, на подволоке и смонтирована воздуходувка с запорным клапаном. Так, в обиходе это называлось у нас "дуйка".
А вот в некоторых других помещениях, в санузлах, например, там наоборот, стоит вытяжная вентиляция.
На танкерах, при стоянке на терминалах, вентиляцию переводят на рециркуляцию, то, есть отбор воздуха производят из самой надстройки, тем самым создавая избыточное давление воздуха. Это для того, что не насосать из атмосферы паров груза и инертного газа, выходящих из грузовых танков, и не распределить всю эту ароматику по каютам.
Помещения вентилятора вынесено подальше от жилых кают по причине создаваемого шума. Весьма шумный эти механизмы, вентиляторы.
Поскольку рассказ о жилых и служебных помещениях, то я совсем не буду затрагивать систему вентиляции машинного отделения, и систему вентиляции отдельных специальных помещений, как то - помещения хранения краски, "малярку", станцию углекислотного пожаротушения.
Скажу только, что в некоторые помещения вход запрещён без предварительного вентилирования.
Это всё так, в общем. Как уже сказано, пароход - железный. Железо нагревается. И очень в каюте неуютно, и при отрицательных, и при очень положительных температурах, даже и с отлично работающей вентиляцией.
Обогрев кают.
Два способа обогрева кают. Электричество и пар.
При использовании электричества в каютах попросту смонтированы электрообогреватели. Встречались различные типы, и с поддержкой заданной температуры, и простые, врубил и забыл. Недостаток этих обогревателей, очень сушат воздух. В последнее время, на тех танкерах, на которых я работал, электрообогреватели были установлены только в очень уж служебных помещениях, по каютам их устанавливали только в санузлах, как полотенцесушитель.
Но есть и двойная система обогрева, это и электрообогреватели, и пар. Такое я встречал на танкерах усиленного ледового класса, которые предназначены для работы в высоких широтах.
Паровой обогрев. Нет, пар не пускают напрямую в каютные грелки. Пар поступает на радиатор, который установлен в станции вентиляции надстройки. Воздух, проходя через радиатор, нагревается и уже нагретый подаётся по каютам. А запорным клапаном на "дуйке" можно регулировать напор подачи воздуха, хоть совсем перекрыть, если уж стало совсем жарко. Недостаток - это если с паровым котлом чего-то приключилось, жарко не будет.
На мостиках может быть смешанная система обогрева/охлаждения.
Охлаждение. Ну, тут без вариантов. Кондиционер воздуха. Так же, через систему вентиляции.
Автономная система кондиционирования воздуха смонтирована в ПУГО (Пост управления грузовыми операциями) или CCR (Cargo control room) по басурмански, в дополнении к обычной системе. И отдельные кондиционеры в ЦПУ (центральный пост управления), и мастерской, в машинном отделении.
Автономная система в ПУГО потому, что всякая электроника очень нервно реагирует на повышение температуры. Если судовой кондиционер гавкнет, то температура в ПУГО подпрыгнет очень шустро, и начинаются всякие чудеса. Это человеки могут работать без кондишена, а вот нежная электроника - нет.
Сама установка кондиционирования воздуха стоит в машине.
И, надо вам сказать, что холод переносится много легче, чем изнуряющая жара. Открытые нараспашку двери надстройки, иллюминаторы, вентиляторы приносят лишь кратковременное облегчение. К тому же сквозняки опасны по своему.
Однажды мы продавали старый танкер китайцам. Дело было в августе. Танкер стоял в Пусане, Корея. Август в Корее весьма жаркий. Пароход старый, и кондиционер там был неисправен давно. Вот кое-кто и спасался от жары таким образом: двери и иллюминатор нараспашку, напротив кровати вентилятор, а сам обернулся в мокрую простыню. Что наутро было с этим организмом, надо рассказывать?
Есть и любители "чтобы было попрохладнее". Тоже выходит боком такое любительство. Сопли, кашель... и это в тропиках. Когда входишь с палубы в надстройку, весь разгорячённый, сразу такой холодовой удар, и даже немного приятно. А проходит немного времени, и чувствуешь себя немного не комфортно.
Ещё в тропиках влажно. И вся эта влажность, при открытых иллюминаторах и дверях, проникает и в каюту. Не самые приятные ощущения, скажем так. К комфорту привыкаешь быстро.
Вот так, если коротко и обстоят дела с обогревом и охлаждением на танкерах.