В 1955 году КБ Туполева было поручено создание большого пассажирского самолёта с дальностью полёта более 8 тысяч км. За основу был взят бомбардировщик Ту-95 – это позволило значительно сократить сроки разработки и уже 15 сентября 1957 года опытный экземпляр поднялся в воздух.
От Ту-95 сюда практически без изменений перешло крыло с размахом более 51 метра и силовая установка, состоящая из четырёх двигателей НК-12М мощностью по 15 тысяч лошадиных сил каждый.
Кроме того, от бомбардировщика были заимствованы основные стойки шасси и хвостовое оперение. Типовым отличием является фюзеляж длиною больше 54 метров и диаметром более четырёх. Поскольку Ту-114 необходимо было сделать низкопланом, фюзеляж пришлось значительно приподнять. В результате самолёт стал невероятно высоким – от земли до порога двери более пяти с половиной метров.
Сегодня более подробно рассмотрим салоны этого необычного пассажирского лайнера.
Поднявшись на борт, мы попадаем в вестибюль, где расположена дверь в кабину экипажа, два передних туалета и кресла для бортпроводников. Кстати, на серийных машинах передний туалет был демонтирован и на его место установлен гардероб для экипажа.
Первый салон в отличие от современных самолётов на Ту-114 самый простой и непритязательный, сидения с чехлами серого цвета и багажные полки, которые предназначались для головных уборов и мелких вещей пассажиров, громоздкие и тяжёлые вещи сюда класть запрещалось.
Для пассажиров первого ряда был предусмотрен отдельный стол и крепления для детской люльки, однако, перед установкой люльки стол снимался. Между первым и вторым салонами расположен передний гардероб, слева и справа по 48 мест для одежды пассажиров с первого по пятнадцатый ряды.
Второй салон гораздо интереснее первого, он намного светлее и просторнее, а компоновка кресел напоминает интерьер пассажирского поезда. Лишь только в этом салоне багажные полки убираются наверх. Сейчас это назвали бы бизнес-классом, однако, по воспоминаниям бортпроводников, если пассажиров было мало, то сюда старались никого не сажать, использовать его как салон-ресторан. Дело в том, что здесь был самый высокий уровень шума и вибрации из-за винтов, лопасти которых расположены как раз напротив.
На нижней палубе были расположены комната для отдыха экипажа, задний багажный отсек и кухня. Через съёмный люк наверх подавались бутылки с лимонадом и минеральной водой.
На кухне бортпроводники сервировали подносы с едой и с помощью двух лифтов отправляли их наверх в буфет, где находились электротермосы, электрокипятильники, раковина и полочка для папирос, конфет и прочей всякой мелочи и сепаратор для бутылок.
В буфете находились иллюминаторы на потолке, благодаря которым обходились без внутреннего освещения. За буфетом находились места для пассажиров с детьми, а также лестница ведущая вниз. Ту-114 – это первый двухэтажный советский пассажирский самолёт.
Для любителей путешествовать с комфортом в самолёте было предусмотрено четыре купе. В них всё было сделано для удобства пассажиров – шторки на окнах, кнопка вызова бортпроводника, крючки для одежды и полочки.
Третий салон, довольно простой, он отличается от первого только цветом обивки сидений и наличием витрин для газет. В заднем вестибюле расположены гардероб для пассажиров с 16 по 29 ряды, основной и аварийные выходы, а также два больших раздельных туалета – женский и мужской.
Женская туалетная комната на Ту-114 была невероятно удобной, помимо двух туалетных кабинок здесь было просторное помещение с шестью зеркалами, двумя раковинами, столиком с подсветкой, крючками для одежды.
Женщина могла присесть сюда, поправить макияж, сделать причёску, а так же как и в буфете здесь было естественное освещение от иллюминаторов на потолке.Мужской туалет гораздо скромнее женского, однако, просторнее, чем туалеты в современных пассажирских самолётах.
Более просторная кабина для пилотов, чем у Ту-114 есть только на Ми-12. Экипаж воздушного судна состоял из пяти человек. Поскольку обзор на рулении оставлял желать лучшего, то движение по земле осуществлялось по командам штурмана, рабочее место которого располагалось в носовой части кабины. Таким был Ту-114 – первый советский дальнемагистральный самолёт.