Наша сегодняшняя прогулка пройдет от Трубной площади (здесь мы остановились в прошлый раз) к Красной. Мы снова пройдем маршрутом героев книги Александра Говорова «Жизнь и дела Василия Киприанова, царского библиотекариуса», но только в обратном направлении.
Первое отличие нашего маршрута состоит в том, что герои книги не шли, как пойдём мы, а плыли — по Неглинке, реке, издавна протекавшей по Москве и вскоре после описанных событий в романе событий убранной в подземную трубу. Второе отличие в том, что они плыли от Воскресенского моста (то есть примерно от Иверских ворот у Исторического музея) к нынешней Трубной площади, а мы проделаем обратный путь.
Маршрутом, описанным в книге, добирались в Печатникову слободу на ночлег с места службы работники Печатного двора на Никольской улице. Ну а мы, соответственно, можем представить, как они шли (то есть плыли) на работу. О Печатниковой слободе напоминает сейчас Печатников переулок, который мы видели на прошлой прогулке.
Трубная площадь названа Трубной не случайно, а именно что по Трубе. В те времена, когда Неглинка текла еще по Москве свободно и по поверхности, в стене Белого города для нее был сделан своеобразный перекрытый решёткой «вход», через который она вливалась с севера в центр, направляясь к Москве-реке. А вообще-то Неглинка берёт начало гораздо выше, у Марьиной Рощи, правда, вплоть до Трубной площади там она больше известна как Самотёка, и это её имя до сих пор сохранено во многих топонимах.
Далее путь реки легко проследить: так же, как и в районе Грачёвки, его подсказывает рельеф местности, а именно крутые спуски. Ходим мы по улицам и даже не подозреваем, что эти спуски на самом деле - берега рек! То же самое можно увидеть и на Ивановской горке. Когда об этом задумываешься, начинаешь смотреть на город совсем другими глазами.
По левой стороне Неглинной улицы такие спуски к реке Неглинке особенно заметны у Звонарского и Сандуновского переулков.
Там, где сейчас проходит Петровка, картина плывущим открывалась такая: «странно было видеть на залитых водою Петровских лугах избы на сваях, словно острова, и в них приветливо мигающие огоньки». Неглинка имела привычку разливаться, затапливая водой все вокруг, даже и после того, как ее сделали подземной: «Трубную площадь и Неглинный проезд почти до самого Кузнецкого моста тогда заливало при каждом ливне, и заливало так, что вода водопадом хлестала в двери магазинов и в нижние этажи домов этого района», - писал Гиляровский. (Этим же отличается до сих пор подземная речка Рачка на Ивановской горке - по ней мы гуляли здесь).
Следующая подсказка, что мы на верном пути — улица Кузнецкий мост. Тут, в Кузнецкой слободе, действительно прежде был мост через Неглинку: сначала деревянный, а со второй половины XVIII века — каменный.
«Проходили под аркой Кузнецкого моста, где полноводная Неглинка плескалась чуть ли не у самого свода. Легли почти на дно лодки, и при свете фонаря в водяной ряби было видно, как проплыла навстречу раздутая дохлая лошадь. Приходилось и носы затыкать на этой речке Неглинке». Уровень загрязнения воды в Неглинке всегда был очень высоким: раньше в нее сливали и нечистоты из окрестных домов.
Дальше Неглинка протекала под нынешними зданиями ЦУМа и Малого театра — в XVIII веке правее этих мест (примерный ориентир - Пушечная улица) находился Пушечный двор: «проплыли мимо Пушечного двора, где за высоким тыном подымались в осеннее черное небо сполохи огня. В кузницах звенели молоты - работа шла и ночью, война требовала пушек».
Ну а дальше Неглинка пересекала наискосок современную площадь Революции и, мимо современного же музея Войны 1812 года (наши герои вышли как раз в этом месте), по современному же Александровскому саду, огибая Боровицкий холм и Кремль, впадала в Москву-реку.
Речка Неглинка всё еще существует и так же, как и много веков назад, течёт по территории Москвы. Просто её больше не видно: её так надёжно спрятали в систему коллекторов, что на поверхность она больше не показывается.
Теперь люди сами спускаются к ней за необычными впечатлениями - например, на экскурсии с диггерами. Я тоже планирую при случае повторить опыт Владимира Гиляровского и пройтись его тропой (а именно тропой Гиляровского именуется один из отрезков подземного маршрута). Но есть и другая, более простая возможность почувствовать себя не только на Неглинке, но и в XVIII веке (и даже раньше), и о ней я расскажу в следующем посте.
Этот пост - часть проекта "Как попасть в книгу".
Читайте и гуляйте по Москве!