Найти тему
Подумалось мне часом

В чем главная ошибка "шестидесятников"

Поколению шестидесятников выпала уникальная судьба: они дважды становились властителями дум — в 60-е и на рубеже 80–90-х. Тогда их слова слушала вся страна, причем слушала, затаив дыхание.

Вспомните того же Аксенова — что «Звездный билет» в 1961-м, что «Остров Крым» в 1990-м читали все, поголовно, и не было читающего человека, который не зависал бы ночами над тоненькими книжечками журнала «Юность».

Но вот что странно, удивительно и очень обидно — оба этих шанса они упустили. Очень громко заявив о себе, шестидесятники как-то очень незаметно ушли.

Е. Евтушенко, Б. Окуджава, А. Вознесенкий, Р. Рождественский.
Е. Евтушенко, Б. Окуджава, А. Вознесенкий, Р. Рождественский.

Дело не в утрате таланта, дело в утрате читательского интереса.

Гладилинский «Тень всадника», написанный в 2000-м, — великолепный роман, но кто его заметил? Роберт Рождественский перед смертью вспыхнул очень ярко, его предсмертные, написанные в 90-е, стихи великолепны. Сборник «Последние стихи Роберта Рождественского» — едва ли не лучший у него, но попробуйте купить этот сборник. Его просто нет.

При этом шестидесятники были последним ярким поколением, все последующие десятилетия так и не смогли родить ничего, хотя бы близко сопоставимого с этой блестящей плеядой.

Е. Евтушенко
Е. Евтушенко

Как же так получилось, что едва ли не самое одаренное поколение в русской литературе XX века — ну пусть не обанкротилось, но почему-то вдруг стало ненужным?

Как ни странно, ответить на этот вопрос довольно просто — надо только осознать, когда шестидесятники ушли из зоны нашего внимания.

Это произошло в середине 90-х, когда все иллюзии перестроечных времен, разбуженные в нас воспрянувшими шестидесятниками, вдребезги разбились о мерзость реальности обещанного дивного нового мира. Но проблема вовсе не ограничивается «насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом».

-3

Во время своего «второго пришествия» шестидесятники отказались от самих себя в молодости, публично зачеркнули все то, что писали и проповедовали в 60-х.

И это их главная вина и самая большая ошибка.

Нельзя стрелять в прошлое из револьвера, нельзя рвать связь времен, нельзя зачеркивать десятилетия жизни, нельзя выбрасывать на помойку годы, прожитые как тобой, так и другими людьми.

Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Н. Матвеева. В. Солоухин. Фрагмент живописи неустановленного автора
Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Н. Матвеева. В. Солоухин. Фрагмент живописи неустановленного автора

Именно поэтому самое глупое, что мы сегодня можем сделать, — это повторить ту же самую ошибку и в свою очередь отказаться от поколения собственных родителей. В конце концов, есть же обычный прагматизм. Отказываясь от наследия шестидесятников, мы не просто рвем связь времен — мы обираем самих себя. Приняв же их — забронзовевших и диссидентствующих, уехавших и оставшихся — всех, целиком, со всеми подвигами и подлостями, прорывами и провалами, мы, есть шанс, прервем эту фатальную для России цепь постоянных отрицаний и наконец вступим в права наследства.

Не самого плохого наследства, надо сказать.

Именно об этом писал в финале своей первой книги «Коллеги» Василий Аксенов:

Это закон, постоянный круг. Раньше, в прошлые годы, века, жили Максимовы и Зеленины, похожие на них, теперешних, но все-таки другие. Сейчас живут они. А после них будут другие, похожие на них, но другие. И нужно, чтобы те, новые, временами вспоминали о них. Тогда… тогда не будет страшно. Надо все делать для того, чтобы нас вспоминали. Не персонально Максимова, а всех нас. Сашка прав: нужно чувствовать свою связь с прошедшим и будущим. Именно в этом спасение от страха перед неизбежным уходом из жизни. Именно в этом высокая роль человека. А иначе жизнь станет зловещей трагедией или никчемным фарсом.

Римма Казакова, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский.
Римма Казакова, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский.

Именно об этом одно из последних стихотворений Роберта Рождественского:

Спелый ветер дохнул напористо
и ушел за моря...
Будто жесткая полка поезда —
память моя.
А вагон
на стыках качается
в мареве зорь.
Я к дороге привык.
И отчаиваться
мне
не резон.
Эту ношу транзитного жителя
выдержу я...

Жаль, все чаще и все неожиданней
сходят друзья!
Я кричу им:
«Куда ж вы?!
Опомнитесь!..»
Ни слова в ответ.
Исчезают за окнами поезда.
Были —
и нет...
Вместо них,
с правотою бесстрашною
говоря о другом,
незнакомые, юные граждане
обживают вагон.
Мчится поезд лугами белесыми
и сквозь дым городов.
Все гремят и гремят под колесами
стыки годов...

И однажды негаданно
затемно
сдавит в груди.
Вдруг пойму я,
что мне обязательно
надо сойти!
Здесь.
На первой попавшейся станции.
Время пришло...

Но в летящих вагонах
останется
и наше тепло.

__________________________

И традиционная реплика. Если вы меня лайкаете, подписываетесь на мой канал, а также рекомендуете меня своим друзьям - это меня очень радует.