Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
"Голос"
Молодая актриса Юлия (Наталья Сайко) тяжело больна. Но, зная это, она убегает из больницы, чтобы успеть озвучить роль в очередной картине. Но ее сердце не выдерживает...
И вот Юлин портрет в траурной рамке. Рядом - плачущая подруга актрисы. И именно ей режиссер Сергей поручает озвучить кадры с участием Юлии. А на экране актриса смеется...
Итак, снова "кино о кино". Илья Авербах и его оператор Дмитрий Долинин со знанием дела и вместе с тем чуть отстраненно, иронично воссоздают на экране будни киносъемочной группы с их бесконечными неурядицами, конфликтами, сомнениями и поисками.
Хорош Леонид Филатов в роли кинорежиссера. Актер не слишком навязчиво дает понять, что при всех своих амбициях Сергей - постановщик не более чем средний, каких немало. И фильм у него, наверное, получится вполне рядовой.
Стоило ли тогда актрисе буквально сжигать себя на съемках?
Авторы фильма уверены - стоило. Для подлинного актера другого пути нет. В любой роли выложиться до конца. Иначе это не творчество, а ремесло.
Всё так, однако "Голос" после просмотра оставляет странное чувство незавершенности, несобранности, невыстроенности сюжета. Это сказывается и в невнятности, необязательности иных эпизодов. И в неясности важного момента - о чем же фильм Сергея?
Конечно, эту картину можно назвать экспериментальной. Может быть. Но мне лично ближе и понятнее предыдущие картины режиссера - цельные, открыто эмоциональные ("Монолог", "Объяснение в любви", "Фантазии Фарятьева", "Чужие письма").
Голубые горы, или неправдоподобная история
Избрав жанр притчеобразной сатиры, авторы фильма "Голубые горы" критикуют не только бюрократизм работников тех или иных Учреждений, бездельничающих на рабочем месте, создавая видимость кипучей деятельности, но и формальное, бездушное отношение к человеку.
При этом бюрократы в картине Э. Шенгелая - вовсе не молчаливые истуканы, а волне добродушные, вежливые люди. В издательстве, где по году не читают рукописей под предлогом занятости, все по нескольку раз здороваются, приятельски похлопывают друг друга по плечу, не забывая прибавить: "уважаемый", "дорогой".
Но суть от этого не меняется: обаятельный бюрократизм в итоге ничуть не лучше бюрократизма традиционного.
Злоключения молодого талантливого автора продолжаются все четыре времени года, но рукопись его так и не попадает в печать.
За это время мы успеваем достаточно подробно познакомиться со всеми работниками издательства, узнать об их привычках и странностях.
Успеваем припомнить аналогичные ситуации в других знакомых нам Учреждениях. А может быть, даже вспоминаем нечто подобное, случившееся с нами самими.
"Голубые горы" создает замечательный образ Системы, которая направлена против Человека. Образ замкнутого круга из которого нет выхода...
Александр Федоров, 1985
Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library:
Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)"
Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран
Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа
Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)
Кинокритика в России: творческие портреты
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики