Найти тему
Питбуль

ВОДИТЕЛЬ, ВСЕГДА ГОВОРЯЩИЙ «ПОЖАЛУЙСТА»

Лет десять назад, случилось мне ехать в маршрутном такси из райцентра. Обычная сельская маршрутка – куча народа, все с сумками и пакетами, кричат на водителя, тот в долгу не остается, но делает это как-то необычно, необидно, что ли. Но потрясло меня то, что на каждой остановке, этот водитель говорит «Пожалуйста» выходящим пассажирам. Поскольку я раньше такого нигде не видел и никогда не слышал, я решил познакомиться с этим человеком.

Итак - Игорь, 4-летний водитель автобуса, которого просто по имени называют и стар, и млад. Игоря знает 99,99% населения. На то обстоятельство, что просто Игорем его называют пассажиры, которым он в отцы годится, внимания он не обращает, посмеиваясь, говорит:

- Я не обижаюсь, когда человек в возрасте 20 лет называет меня по имени, может негордый, а может потому, что в душе чувствую себя на такой же возраст?

Водитель, однако, должен спокойно относиться ко всяким глупостям, которых можно услышать от пассажиров, категорически должен избегать конфликтов с ними, должен быть спокойный, как Будда.

Работа водителя автобуса лишь на первый взгляд, кажется простой. Она требует повышенного внимания, ведь водитель ответственен за жизнь и здоровье пассажиров и прочих участников движения на дороге.

Как же устроен обычный день водителя?
Игорь, водитель нашего автобуса, говорит:

-Просыпаться нужно в половине пятого утра, чтобы к шести успеть для начала в отдаленные хутора, потом в село. Жаль, что никак не соберутся отремонтировать мост через речку, можно было бы сделать полноценный кольцевой маршрут , а не ездить по селу взад-вперед.

Машина, на которой нам сегодня предстоит ездить, вымыта с вечера. В салоне должно быть чисто, никто не должен испачкаться или сесть в жевательную резинку, которую щедро лепят на сиденья и стенки пассажиры. На этом маршруте Игорь уже много лет, раньше была «Газель», теперь новый «ПАЗ». У водителей строгий график, опоздания исключены. Хотя всем известно, что если попросить, 10-15 минут Игорь подождать может, и никто на него за это не обижается, ехать-то нужно всем, а обстоятельства у всех разные.
- Сегодня, как обычно, три «ходки» в райцентр и обратно, каждая из которых длится более двух часов. Я езжу по одному маршруту. Рано утром всегда хочется спать, спасают кофе и любимые семечки, которые я постоянно щелкаю.
Первые сонные пассажиры садятся в автобус. Им повезло - места еще есть. Народ в общественном транспорте ездит разный: студенты, спешащие на лекции, рабочие и служащие, спешащие в город – в селе работы, благодаря стараниям местной администрации, совсем нет, пенсионеры. У каждого свои заботы, настроение и претензии. У Игоря много знакомых на дороге, всех он приветствует сигналом. Чем ближе к Азову, тем чаще звучит сигнал, но за это на него никто не обижается, наоборот, народ улыбается и шутит.
В случае появления неисправности автобуса на линии, водитель должен принять экстренные меры по их устранению. При невозможности самостоятельного решения данного вопроса, выручают друзья - такие же «водилы», заберут пассажиров, дотянут машину до сервиса, поделятся запчастями и советами. В любом случае водитель не должен терять концентрацию и ослаблять внимание на протяжении всего рабочего дня.
Прибыв в райцентр, автобус заходит на стоянку. По графику у водителя между рейсами есть время на «перекус» и отдых. Можно быстро решить какие-нибудь личные проблемы. За «стоячими» столами небольшой вокзальной «забегаловки» тесно. Здесь перекусывает основная масса водителей, благо цены демократичные. За стаканом чая Игорь отвечает на мои вопросы:

- Тебя, водителя автобуса, гаишники не останавливают?
- Меня не останавливали, но если мы нарушаем правила дорожного движения, они это делают. Скажу по секрету, что правила автобусники, конечно, иногда нарушают. Скорость не превышают, а «подрезать» кого-нибудь или на красный свет проехать - это бывает. Обычно гаишники и водители автомобилей относятся к нам с пониманием - не так-то просто рулить такой большой машиной.

- Говорят, что каждый водитель одушевляет свою машину. ты разговариваешь со своим автобусом?
- Нет, но свою машину люблю. Мой автобус Павловского автозавода, обычный «Пазик» - мужик, поэтому он для меня, как друг. Когда он «капризничает», я отношусь к этому с пониманием, потому что, когда я не в духе, он меня тоже терпит.

- Игорь, а если тебе нужно ехать,как пассажиру, ты всегда покупаешь себе билет в автобусе?
- Не было случая, чтобы я за себя не заплатил. Билет за проезд стоит копейки. А как водитель, я никогда не высаживаю «зайцев», особенно в ненастье или зимой. «Зайцы» - это большая редкость для нашего рейса, как правило, все друг друга знают, хотя бывает, но в общей пассажирской массе наш народ порядочный.

- А какие еще проблемы существуют в твоей работе?

- Ну вот, к примеру, многие считают, что эта работа очень прибыльна и многие хотят забрать пригородные рейсы себе. Помнишь, как пару лет назад глава администрации пыталась нам запретить работать?

-Еще бы! Мы же тогда отреагировали на это, написав статью о попытке контроля администрацией частного бизнеса.

- Вот. А сейчас надо еще на одного человека статью писать, который исподволь гадит, пытается нас «выдавить», ставит на наш рейс свои автобусы, которые ходят за 15 минут до времени моего расписания.
- Какой смысл, интересно?

-Как какой… Чтобы его автобусы ходили по всему району, для этого даже платит водителям по 2000 рублей в день, независимо от загрузки. Проблем хватает. Пьяных много ездит, иногда приходится вмешиваться, чтобы навести порядок, а иногда успокоить дебошира.

-Бить?

-Стараюсь воздействовать словом.

- Хотел бы ты стать личным водителем знаменитой персоны?
- Когда водишь автобус, для тебя все пассажиры равны, даже если ко мне в автобус сядет сам Президент, все равно буду относиться к нему как к простому пассажиру.
- Скажешь «Пожалуйста!» при выходе?

-Обязательно!

К концу смены водитель сильно устаёт, бывает, что и укачивает, но переутомление никак не должно отражаться на качестве работы и уровне сервиса. Современные пассажиры очень критичны и подать жалобу на водителя автобуса для них ничего не стоит.

-Был случай, говорит Игорь, - еще в бытность работы на «Газели», на меня написали жалобу, что я набиваю полный салон пассажиров. Я перестал так делать. И тут подходит тот же человек, кто на меня жаловался и умоляет его отвезти в райцентр, «хоть на скамеечке»… Вот что бы ты сделал?

-Ну-у-у-у… не знаю, я бы не взял!

Игорь замолкает, задумчиво курит, помешивая ложечкой чай.

-А я вот взял, добрее надо быть, потому, что если мы будем жить по принципу «око за око» ничего хорошего из этого не выйдет.

Пора ехать. Мы с Игорем заходим в автобус, я - на пассажирское место, он – на свое водительское. 50 минут и мы в пункте назначения. Прощаясь с водителем, киваю ему, тороплюсь на выход и слышу в спину неизменно теплое: «Пожалуйста!».

Пришел он рано утром на работу
Ключ повернул и стартер зажужжал
Взревел мотор, плюясь клубами дыма
И датчик масла норму показал.
Прогрев мотор, поехал на заправку:
«Мне полный бак!» и в дальний путь пора
Примерно так, на всех её просторах
Уходят в рейс России шофера.