Найти тему
История моды с Марьяной С.

Лина Кавальери: "Самая красивая женщина в мире"

Наталина Кавальери была родом из итальянской провинции, и начинала как кафешантанная певичка. Однако со временем она стала оперной певицей, причём всемирно известной. Она пела и танцевала, как говорили "соединяя итальянскую простоту с французским шиком", однако... прославилась она более всего как красавица. Недаром её называли самой красивой женщиной в мире. А самый знатный и богатый её поклонник, князь Александр Владимирович Барятинский, поддерживал карьеру своей возлюбленной.

Лина Кавальери, Джованни Болдини, 1901. (сс) Wikimedia Commons
Лина Кавальери, Джованни Болдини, 1901. (сс) Wikimedia Commons

Княгиня Мария Барятинская написала: «Её голос не отличался широким диапазоном, но так восхитительно звучал, её игра была столь совершенной, а личность – такой привлекательной, что устоять перед её очарованием было невозможно. К тому же её драгоценности, платья и всё в ней скорее притягивало взор, чем трогало сердце. Было модно встретиться с Линой Кавальери».

Лина Кавальери, 1890-е. (сс) Wikimedia Common
Лина Кавальери, 1890-е. (сс) Wikimedia Common

Так что модные журналы писали описания вроде этого, после премьеры оперы Массне "Таис": "В первом акте очень эффектно ее появление, завернутой в голубую шаль, которую артистка сбрасывает с себя и остается в совершенно прозрачном, из легкого шелкового газа, сильно декольтированном костюме цвета rose degrade, на голове очень красивый стильный золотой головной убор и вокруг талии – золотой египетский пояс, осыпанный бриллиантами и изумрудами, на ногах сандалии".

Причём украшения были настоящими, а все наряды - от знаменитого тогда модного дома Жака Дусе...

Она стала одной из первых фотомоделей – фотографии красавицы расходились огромными тиражами. Ей подражали тысячи дам. И это дало повод одному петербургскому острослову, который пришёл в театр и увидел множество дам и девиц, заполнивших ложи и партер, с модной пышной причёской "а ля Кавальери", задать вопрос: "Сколько же здесь сегодня мадмуазель Кавальери?"

Лина Кавальери, 1900. (сс) Wikimedia Commons
Лина Кавальери, 1900. (сс) Wikimedia Commons

Её называли "ангелоподобной", сравнивали с "нежной благоухающей орхидеей". Причёски, манера подводить глаза, жесты – всё это копировалось.

Лина Кавальери, 1900. (сс) Wikimedia Commons
Лина Кавальери, 1900. (сс) Wikimedia Commons

Кавальери, которая действительно была редкой красавицей от природы, умел ещё и подчеркнуть свою красоту. Она очень много времени, в частности, уделяла жестам, считая, что они не менее важны, чем всё остальное, и отрабатывала особо удачные, красивые и выгодные для фотографий жесты и позы. В отличие от тех актрис, которые утверждали, что корсет им якобы не нужен, она откровенно туго шнуровалась, и, бывало, осыпала себя драгоценностями с головы до ног, благо князь Барятинский был человеком щедрым. Они так и не смогли пожениться – представитель одного из самых знатных родов России не мог жениться на певице скромного происхождения и репутации, которая, по сути, была репутацией куртизанки. Зато он обеспечил её фантастическими по стоимости украшениями.

Лина Кавальери, 1910. (сс) Wikimedia Commons
Лина Кавальери, 1910. (сс) Wikimedia Commons

Во время харьковских гастролей в 1906 г. Лина, чтобы не оставлять драгоценности в гостинице, где их могли похитить, надела всё сразу. В тот вечер она пела партию Виолетты в Травиате. Она вспоминала: "Перед самым началом спектакля я подумала, что принимая во внимание преклонение русского народа перед артистами, все мои драгоценности в тот тревожный вечер могли быть в большей безопасности на мне, чем в сейфе гостиницы. Я предстала перед изумленной публикой буквально с головы до ног покрытая моими жемчугами, бриллиантами, рубинами и сапфирами – частью надетыми, частью нашитыми на костюм". И стоила вся эта красота около трёх миллионов рублей.... Конечно, это само по себе могло заинтересовать публику, но Кавальери умела подать себя.

Лина Кавальери, Черзаре Таллоне, ок. 1900. (сс) Wikimedia Commons
Лина Кавальери, Черзаре Таллоне, ок. 1900. (сс) Wikimedia Commons

Она вышла замуж в первый раз довольно поздно, уже в 1908, в 34 года, за миллионера, но брак вскоре распался. А в 1913 – за французского тенора Люсьена Муратора. Тогда же приблизительно она и ушла со сцены, зато открыла в Париже косметический салон и вела колонку советов для женщина в журнале "Фемина". В частности, она советовала не волноваться, избегать гнева, ненависти, мелочности, зависти, есть поменьше хлеба, побольше курицы, рыбы и яиц, спать крепко, но мало. Не самые плохие советы, надо сказать!

А, кроме того, по примеру других профессиональных красавиц, выпустила книгу "Мои секреты красоты". Позднее, уже в 1920-х, она выпустит и собственные духи, и, как сказали бы сегодня, косметическую линию. Словом, эта женщина толк в красоте знала.

И не стало её в 1944 г., когда авиация союзников бомбила окрестности Флоренции. Они, как и те, кто работал в их доме, должны были укрыться в бомбоубежище. Но прислуга сделала это и спаслась, а Лина с мужем погибли, потому что задержались, спасая её знаменитые драгоценности. Так что именно её роскошные украшения, в общем, виноваты в том, что одна из некогда самых Прекрасных женщин Прекрасной эпохи не дожила до 70 лет.

-7

Кстати говоря, есть итальянский фильм 1955 г. – "Самая красивая женщина в мире", с красавицей Джиной Лоллобриджидой в главной роли. В советском прокате он шёл под названием "Красивая, но опасная". Так вот, этот фильм – интерпретация биографии Лины Кавальери.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!