Найти тему

Рецензия на альбом группы «Ария» «Проклятье морей» (2018)

АРИЯ

Проклятье морей (Digipak)

℗ 2018 М2БА М2БА-0057

11 tracks = 75'27"

Давайте взглянем на новый альбом «Арии» без всяких истерик с высказываниями вроде «лучший альбом года – у него максимальное число скачек в сети!» и «сначала сам спой, а потом критикуй!» Давайте встанем на нормальную профессиональную точку зрения и посмотрим холодно и непредвзято: а кто, собственно, является героями «Проклятья морей» как целостной работы? Нет, не в смысле лирического героя песен, а в смысле имён тех лиц, которые сделали данный альбом заметной работой именно в нашем странном поле музыкальных вкусов.

Но, ко всеобщему удивлению, это вовсе не музыканты коллектива. Один герой ясен даже до попадания CD в проигрыватель: это художник и дизайнер Эд Юницкий, в кои-то веки обеспечивший нормальное оформление работе большого отечественного рок-коллектива – и это оформление в силу своего уровня уже стало одной из причин злости слушателей (проклятий, так сказать) в адрес «Проклятья морей». Действительно, строгий тонированный монохром обложки с подтянутым дизайном логотипа обещает многое – как и сверхпрофессиональная работа второго героя альбома, американского гитариста и продюсера Роя Z (Roy “Z” Ramirez – Tribe Of Gypsies, Driver и Warrior), выполнившего сведение всего музыкального материала. С таким суммарным подходом и обнародованными до выхода альбома интернет-синглами «Гонка за славой» и «Варяг» уже начало казаться, что «Ария» ухватила-таки неслабый мировой тренд ретро-метала, и новый альбом будет целиком выдержан в подобном духе. И это было бы здорово – выдержанный в актуальном тренде альбом, наглядно показывающий связь традиций и современности. Ведь никто не будет спорить, что «Ария» ныне, невзирая на не лучшие перетряски в составе на протяжении многих лет – это самый живой состав из всех первопроходцев отечественного хэви-метала, по меньшей мере не обратившийся в анекдот. А раз так, то и ретро-апгрейд был бы ей к лицу.

Текстовой видеоклип к пьесе "Варяг"

Однако подобным надеждам, зароненным в душу посредством вышеназванных и открывающих песенную программу номеров, оказалось не суждено сбыться. То есть оптимизм сохраняется аккурат на протяжении их и третьего трека – хэви-хита «Эра Люцифера», по музыке несколько сходного с классикой калифорнийцев Y&T 1981–1985 годов. В свою очередь, легко предсказать что именно динамичная пьеса «Гонка за славой» будет открывать ближайшие концертные выступления «Арии», а «Варяг» своей разумной эпичностью, в меру завлекательной мелодикой гитарных партий и патриотической романтикой в тексте очень хорошо укладывается в другой тренд, отечественный и вовсе не музыкальный – выразимся так, военно-исторический. В любом случае именно эта троица номеров обречена попасть в концертную программу группы. Конечно, три номера из 11 пьес альбома на сцене – это очень хорошо, но ведь альбом-то не из трёх номеров состоит… И вот дальше начинается нечто не очень понятное и совсем неприятное: с одной стороны, умения Роя Z приводят материал к общемировому, и как уже намекалось, несколько ретроспективному звучанию без ненужной «безвоздушной» жёсткости и пустот в звуковой панораме (хотя барабаны стоило бы смикшировать чуть повыше) – с другой же, остальной музыкальный материал являет собой смесь песенного примитива с мелодикой в духе отечественных ВИА (вокально-инструментальных ансамблей) 70-х годов и пьес то с ненужно усложнённой аранжировкой, то неуместной длины. Понятно, что следование «Арии» в фарватере Iron Maiden продолжается, однако же отменный хронометраж пьес – это не то, чему следует учиться у желающих казаться столь умными британских бывших пролетариев. Да и альбом длиной в 75 с лишним минут трудно назвать дружелюбным по отношению к слушателю… Так вот, упомянутая ВИА-мелодика ненужным образом ощутима в условно байкерском гимне «Всё начинается там, где кончается ночь» (причём она смешана там с мелодиями, присущими как раз Iron Maiden), во вполне приличном, разве что чрезмерно затянутом номере «Дым без огня» и, к сожалению, в ни в какие ворота не лезущей балладе «Пусть будет так», вызывающей не самые приятные ассоциации с ранним «Чёрным кофе» и даже, увы, с провинциальным филармоническим хэви-металом образца 1988–1990 годов. На противоположном полюсе – пьеса «Трудно быть богом», демонстрирующая сложные и нелогичные групповые аранжировки там, где они не нужны; плюс, в отличие от позднего Iron Maiden, всё это вовсе не похоже на Dream Theater… Также удивление вызывают ненужные ритмические сбивки в совсем неплохом (если без них) номере «От заката до рассвета». На этом фоне надо радоваться, что титульный 12-минутный эпик обошелся без подобных экспериментов, однако же и необходимой доли музыкальных приключений в нём на диво мало, да и по мелодике это далеко не в некотором смысле прототип, то есть не цепляющий “Rhyme Of The Ancient Mariner” Iron Maiden (1984). И уж совсем непонятно, с чего бы это музыка и даже гитарная аранжировка пьесы «Убить дракона» имеет столь устрашающее сходство с ненужным хитом группы «Алиса» «Красное на чёрном» (1987). Еще одна совсем уж печальная деталь альбома – это вокальные партии Михаила Житнякова: не очень понятно, чего ради группа расставалась с Артуром Беркутом, коль скоро теперь из Михаила столь явно пытаются сделать его клона. Причем Михаил по-прежнему даже на записи поёт одними связками, и тут впору озаботиться рабочей стабильностью такого вокалиста.

Концертный видеоклип к пьесе «Гонка за славой»

Понятно, что «Ария» пытается выйти за пределы собственных штампов трёх последних десятилетий, но этот «выход за рамки» осуществляется какими-то странными и удивительными даже для не поклонника группы способами. Вопрос о том, что надо было тщательнее работать над новым материалом, намеренно не ставится – предыдущий студийный альбом группы вышел четыре года назад. Малая концентрация пригодных к концертному исполнению хитов и «почти хитов» – сама по себе не грех, но прочий материал, как мы видим, удивляет. То есть надо признать, что звучание и дизайн альбома отдалились от собственно материала на изрядное расстояние. Плюс ко всему нужно упомянуть и о том, что музыканты, по всей видимости, и сами уверовали, что «Ария» – это текстовая «русско-роковая» группа, и музыка у неё второстепенна. Но, простите, не настолько же, а если так – то что тогда тут делает Рой Z?

Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал.