Найти в Дзене

Этот математический лайфхак мы постоянно используем, сами того не замечая

Как мольеровский Журден, который не замечал, что говорит прозой

Математика – наука со своими задачами и целями. Но она еще разрабатывает мощные модели, снабжает их подходящим аппаратом и щедрой рукой раздает эти инструменты всем желающим.

Ими пользуются естественные и общественные науки, да и любое производство или организация, армия и государство, ведь изучать модель гораздо дешевле и быстрее, чем ставить эксперимент на практике.

Сейчас на уроках математики школьников учат строить модели, начиная с первого класса. Когда дети составляют краткую запись задачи – они строят модель. Когда они рисуют схему – они строят модель. Таблица, в которую сводят данные задачи, -- это тоже модель.

Универсальные модели поразительной силы – уравнение и функция. Они описывают движения планет, поведение молекул в газе и спрос на товары. Поэтому уравнениям и функциям так много внимания уделяют в школе. Но есть и другие -- графы, диаграммы, графики, векторные пространства, геометрические поверхности и фигуры, клеточные автоматы, случайные процессы…

В быту мы совершаем много привычных, рутинных действий, когда не надо принимать решение. Но когда сталкиваемся с новой, мало знакомой ситуацией, мы моделируем.

· Прежде чем расставлять мебель, мы делаем план и рисуем на нем – это гораздо проще, чем двигать шкафы.

· Прежде чем распределять дефицитные ресурсы (время, деньги, внимание…) мы фиксируем имеющиеся ограничения, разбираемся, какие параметры максимизировать, а какие минимизировать, потом изучаем модель и прикидываем последствия.

· Чтобы навести порядок в больших множествах, разбиваем их на подмножества, работаем с каждым по отдельности, а потом объединяем. Так мы создаем списки вещей в путешествие, группируя по подмножествам: одежда, обувь, гаджеты…

· Если надо собраться с мыслями, мы рисуем майнд-карту. Это граф -- еще одна мощная математическая модель, удобная для фиксации связей.

· А вот теория узлов пока не очень развита, вот мы и распутываем провода от наушников без всяких моделей – эмпирически, то есть наугад.

Когда перед тобой никаких задач не стоит, математика тебе не поможет. А если есть проблема и ты не знаешь, как поступить, -- поступай математически: моделируй.

Какие еще математические модели мы применяем в быту?