Найти тему

Что такое личность?

Возникновение человеческой личности прежде всего обусловлено общественно-историческим развитием – в определенный момент для выживания древним людям пришлось перейти от индивидуального способа жизни к совместному. Параллельно с этим для гармоничного существования такого общества возникла необходимость в уравновешивании, а также в определенном ограничении интересов и желаний каждого из его членов. Так возникли социальные нормы и правила, многие из которых впоследствии приняли форму государственных законов.

Жизнь в обществе предполагает следование социальным нормам, а это в принципе исключает любую возможность следования законам и правилам, на которых построено поведение животных. Поэтому, для того, чтобы быть полноценным членом общества, человек должен уметь подчинять своё поведение требованиям социальных норм. Например, не использовать силу в отношении других людей, не убивать, не грабить, не какать посреди улицы и т.д. Умение контролировать своё поведение в соответствии с законами общества и делает человека личностью.

Личность – это человек, как полноценный субъект равноправных социальных отношений, способный подчинять себя требованиям социальных норм. Человек является личностью в той мере, в какой он овладел социальными нормами и общественно принятыми способами поведения, т.е. в той мере, в какой он овладел собой и своей природной сущностью.

Сам процесс формирования личности достаточно длительный и сложный, и начинается с самого младенчества. Ключевую роль тут играют, разумеется родители и, отчасти, педагоги. Но ни один педагог не сможет переплюнуть влияние родителей в этом плане. В последнее время замечаю, что многие радостно спихивают ответственность за воспитание собственных детей на педагогов, аргументируя тем, что мол это их работа и они должны этим заниматься. Однако, ключевой фактор, влияющий на развитие личности лет до 17-18 – это именно родители.

Выделяют два уровня личностной зрелости:

1. На первом уровне развития личности человек уже знаком с социальными нормами, знает, как нужно себя вести в определенных ситуациях и умеет это делать, но потребности в таком поведении он не испытывает, т.к. эти нормы, на текущий момент, не представляют для него никакой личностной ценности. Поэтому основное условие следования социальным нормам на данном этапе – это наличие внешнего социального контроля со стороны родителей, педагогов, наставников или просто окружающих людей. На этом этапе человек не возлагает на себя ответственность за своё поведение.

2. На втором (высшем) уровне развития личности человек не только знает социальные нормы, но и имеет потребности в следовании им. Эти нормы становятся частью его самого, его мировоззрения, взглядов на жизнь и на других людей. На этом этапе человек уже возлагает на себя личную ответственность за свои поступки. Только на этом уровне человек становится зрелой личностью.

Впрочем, совершенно не обязательно, что личностью может быть исключительно человек, в полной мере усвоивший все социальные нормы. Личность может быть и откровенно гадкой, безнравственной и преступной. В этом случае речь будет идти о неполноценности личности.

А на каком уровне личностной зрелости находитесь вы?