Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
За всю свою долгую карьеру сценариста Валентин Черных только один раз попал в десятку. Это было на рубеже 1980-х, когда на российские экраны вышел фильм "Москва слезам не верит", поставленный по его сценарию Владимиром Меньшовым. Эта мелодрама стала рекордсменом отечественного бокс-офиса и получила "Оскара" как лучший иностранный фильм года. В основе сценария этой картины была, как известно, вечная сказка о Золушке, которая из простой провинциальной девчонки превратилась в директора крупной фабрики...
Прошло 15 лет... Увы, за эти годы В. Черных так и не сумел повторить свой успех. Фильмы, снятые по его сценариям, не отличались художественными достоинствами и не приносили ощутимой финансовой прибыли.
Однако в мелодраме "Любить по-русски" Черных, похоже, вознамерился "тряхнуть стариной" с помощью другого киноветерана Евгения Матвеева ("Судьба", "Любовь земная").
История, рассказанная в картине "Любить по-русски", по-видимому, претендует на народный хит. Представьте себе: три бравых фермера хотят честно трудиться, но на их дороге становится мафия... Один из фермеров - уволенный с армейской службы офицер. Другой - пенсионер из бывших крупных начальников. Третий - в недавнем прошлом инженер. Рядом с ними - преданные дамы сердца...
"Ну и что, - скажет читатель, - из самой простой фабулы талантливый автор может вылепить приличный сюжет...".
Увы, "Любить по-русски" талантливой картиной при всем желании назвать нельзя. Актеры играют как в дешевых мексиканских мыльных операх. Изобразительный ряд сводится к пейзажам с зелеными лугами и березовыми рощами в духе туристских проспектов...
Словом, в отличие от "Москвы...", фильм "Любить по-русски" поставлен слишком уж незатейливо. Впрочем, на нашей планете всегда хватала любителей китча...
В фильме "Любить по-русски-2" Евгений Матвеев в очередной раз рассказывает историю о честных фермерах, сражающихся с коварной мафией. Рассказ этот по-прежнему держится на форсированной актерской игре, прямолинейных сценарных ходах и других атрибутах, характерных для "народного кино" Евгения Матвеева ("Любовь земная", "Судьба", "Чаша терпения" и др.).
При том надо отдать должное режиссеру: как и в первой серии фильма он старательно пытается подстроиться под "новые времена". В сюжете есть и эротические сцены, и похищение мафией ребенка, и предвыборная борьба за губернаторское кресло...
Но все это всего лишь бледная тень хороших репортажей на социальную тему, коих сейчас немало в российской прессе и на телевидении... Кроме того, Матвеев слишком серьезен: его кинематографу явно не хватает самоиронии...
Александр Федоров, 1996
Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library:
Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)"
Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран
Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа
Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)
Кинокритика в России: творческие портреты
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики