Здравствуйте. С первых дней постановки диагноза, наших особых деток ожидает множество занятий. Не секрет же, то, что обычные – нормотипичные детишки схватывают на лету, чему они учатся и подражают с первого годика жизни, тому наших детей приходится обучать путем долгих и трудных занятий, ежедневного зазубривания и повторения простейших вещей. Как называется тот или иной предмет, части тела, как соотносить простейшие картинки, как просто научить ребенка подражанию. Не все особые детки могут вслед за папой, мамой или педагогом хлопнуть в ладоши или просто подмигнуть. Для многих это недосягаемая высота. И нам приходится заниматься, заниматься и заниматься с нашими детьми.
Это делают педагоги в муниципальных садиках и коррекционных школах (хотя не везде и не для всех удается найти такие заведения), это делают многочисленные коммерческие дефектологи, логопеды, психологи, которые за деньги обучают наших деток. Занимаются с детьми и сами родители, которые смогли преодолеть застарелую и неверную точку зрения, что помочь нашим детям могут только педагоги-дефектологи.
Таким образом, занятия неотъемлемая часть жизни особого ребенка. Как и в любой сфере жизнедеятельности, где присутствует так называемый «человеческий фактор», занимаясь с нашими детьми, мы допускаем ошибки. Нашей девочке уж девятый год, мы прошли с ней, как говорится и Крым и Рым, поэтому хотелось бы поделиться и обсудить некоторые общие ошибки или неверные шаги, которые очень часто допускаем мы родители, занимаясь коррекцией наших чад.
"Что мы можем?! Это дело педагогов-профессионалов"
Очень часто, еще на стадии постановки диагноза, многие мамы и папы решают для себя, что главное найти грамотного педагога, который поставил бы работу с ребенком и занялся бы его обучением. Причем, неважен здесь уровень образования и достатка родителей. Приходилось мне сталкиваться и с врачом у которого была дочка с РАС и он на полном серьезе считал, что в семье «трогать» и травмировать девочку не надо; общался я и с родителями с достатком, которые нашли для своего сынишки – расовца уйму педагогов, какие-то спортивные занятия (если правильно помню бассейн) и даже коммерческий дет.садик с инклюзивным образованием, то есть сделали, казалось бы все, для своего ребенка, но «посадили» сына на респолепт. Так было удобней всем, когда после занятий, ребенка все же приходилось забирать домой и там.. а там родители просто не знали что с ним делать, потому что решили, что им это не надо, что главное – педагог.
Никто, никакой педагог не сможет знать всех особенностей вашего ребенка, что он любит, как реагирует на те или иные изменения и раздражители, как лучше всего успокаивается или наоборот от чего раздражается. Мать есть мать и отец есть отец, это самые близкие люди для вашего малыша и никакой даже суперпупер дипломированный спец, не сможет их заменить. Сегодня, на момент нашего 2019 года, в сети и в продаже есть масса материалов, как самый простой и обычный человек может заниматься со своим особым ребенком, метод прикладной поведенческой терапии, ТЕАССН, ПЕКС и т.п. и т.д. все это далеко уже не тайна за семью печатями и любой может научиться азам, по крайней мере для занятий с собственным дитятем.
Занятия, занятия и еще раз занятия.
Эту ошибку допустили, в частности мы, когда дочери было 3 годика. Пошли в центр для работы с детьми, с тяжелыми множественными нарушениями развития, далеко кстати не коммерческое заведение. А там педагоги только только сами, первый и второй год познакомились с методом АВА, еще толком на практике не обкатали что и как. И вот они давай учить нас родителей, больше занятий, по 45 минут и все такое. Ограничение для ребенка что-бы, он не мог из-за стола встать, ну и все в таком духе, кто более менее сталкивался с АВА, тот знает. Занятий должно быть больше, в идеале по 8 часов. Надо отдать должное, что в число этих восьми часов в день, педагоги центра включали и поход в кафе например, это же своего рода тоже занятие и другие подобные вещи. Но все равно, акцент делался на «академические» упражнения за столом. К чему это может привести (на примере нашей дочки)?! Да к элементарному отторжению, к негативу, когда ребёнок будет воспринимать множество занятий как мучение и их большое количество даст только обратный эффект. Особенно когда малыш еще маленький, 2-3-4 годика. Какой бы он не был особенный, он ребенок, никогда не надо забывать об этом. Норомотипичных деток же не сажают с 3 лет заниматься по нескольку часов в день за партой?!
Заниматься можно и нужно и в самом раннем возрасте с нашими детками. Только, повторюсь, не надо забывать, что дети есть дети. Постройте свое занятие как можно больше в игровой форме, если ребенок играет в сюжетную игру, то это просто прекрасно, все дороги вам открыты. Да даже если игра его чисто механическая, у вас будет простор для развития: постройте с ним башенку из кубиков, просто механически что-то поделайте с предметами, а он если повторит, то это успех. Да даже просто, если ребенок будет наблюдать за вами и смотреть на вас, это будет большущий плюс, ведь многие детки с РАС плохо контактируют с другими людьми, не наблюдают, не подражают, не смотрят глаза в глаза.
Очень много можно сделать в процессе обычного времяпровождения – за дорогой в магазин, дет. сад, на прогулке и пр., можно что-то повторить, показать – «это машина», «это цветок», «это дерево», «машина черная», даже если ребенок не реагирует, он будет постепенно запоминать. Не будем забывать, что зачастую для наших детей, характерен отложенный эффект, когда то, чему мы их учим проявляется позже, через неделю, через месяц, через полгода.
Ну и конечно не забываем о классических занятиях, за столом, без них никак. Но помните, что ваши дети, это, прежде всего дети, не переусердствуйте с занятиями. Помните, что лучше всего знаете ребенка только Вы. И еще, наши дети потому и особенные, что к каждому из них нужен индивидуальный подход. Один будет с удовольствием заниматься и в 2 годика, а второй и в семь лет с трудом. Родитель, отец и мама знают своего дитятю лучше педагога и любой совет профессионала нужно конечно воспринимать, но обязательно учитывать особенности своего чада, которые лучше вас никто не знает.
Ох, что-то я разговорился, а всего два аспекта описал. Продолжу в другом обзоре.