Найти тему
Философские байки

Апория Зенона «Дихотомия»: снова про невозможность движения

Апория Дихотомия, как и апории Стрела, Ахиллес и Стадион, снова утверждает, что движение невозможно. В качестве основного положения апория снова берёт утверждение о бесконечной делимости пространства (и движения вместе с ним).

«Есть четыре рассуждения Зенона о движении, доставляющие большие затруднения тем, кто пытается их разрешить. Первое — о несуществовании движения на том основании, что перемещающееся [тело] должно дойти до половины прежде, чем до конца», — Аристотель. Физика
Дихотомия. Иллюстрация из общественного достояния.
Дихотомия. Иллюстрация из общественного достояния.

Аристотель так разбирает эту апорию:

«там, где в промежутке покой, [существует] несколько движений, а не одно; так что если движение прерывается остановкой, оно не едино и не непрерывно; а прерывается оно, если в промежутке [проходит некоторое] время. В [движении же] не едином по виду, даже если оно не прерывается, время единое, а движение [все же] разного вида, так как единое движение должно быть движением одного вида, последнее же не обязательно должно быть подлинно единым», — Аристотель. Физика

Таким образом, непрерывное движение, по Аристотелю, просто нельзя делить. Если есть деление, некоторая остановка, это уже не единое движение. В общем-то, это решение почти и не оспаривается, поскольку многие считают эту апорию частным случаем апории «Ахиллес и черепаха», и пытаются спорить сразу с последней апорией.

Однако у апории «Дихотомия», помимо математического (и физического) есть и житейский, бытовой смысл. Он заключается в том, что если начинаешь думать и делить большое дело на всё мельчайшие и мельчайшие части, то до дела так никогда и не дойдёт. Становится страшно от объёма работы, руки опускаются, работать просто невозможно.

Но и бытовое решение у такой житейской трактовки тоже есть:

«Глаза боятся, а руки делают», — русская пословица.