За последнее время сразу неколько моих знакомых отправились к врачам и получили от них диагнозы.
Одна женщина, например, после похода к эндокринологу, узнала, что тридцать килограммов лишнего веса, внезапно появившиеся в последние два года — следствие сильнейшего гормонального сбоя. Больше всего её в этом заключении радует даже не возможность наладить процессы в организме или привести своё тело в форму, а признание, что не её вина в том, что она набирает вес и никак не может похудеть. Признание специалистом. Не она ленивая и плохая. Она не виновата.
Другая женщина сдала кровь и узнала, что содержание железа на таком уровне, что непонятно, как она, вообще, ходит. В этом известии её обрадовало не только то, что теперь понятно, как и что лечить, поэтому в скором времени есть шанс снова ощутить себя человеком, а не безвольной тряпочкой, но и признание медиком, что она не симулянтка, она, действительно, с трудом встаёт по утрам с постели и у неё, действительно, нет сил даже на элементарные вещи. Не она лентяйка и симулянтка. Она не плохая. Она не виновата. Она имеет все основания чувствовать себя плохо.
Один пожилой мужчина узнал, что у него опухоль, которая давит на мозг. Это очень печальное известие. Но ему стало легче от того, что, наконец, нашли объяснение его болям и изменению характера. Не он всё придумывает и «непонятно, что вы хотели в таком-то возрасте», а есть причина. Он имеет право жаловаться на боли, он не просто стал вредным и раздражительным.
Одна беременная женщина получила направление на госпитализацию. А ещё врач поговорила с её мужем и объяснила, что хоть беременность и не является болезнью, но в данном конкретном случае требует особого отношения, снятия нагрузок и заботы со стороны близких. Наконец-то, у неё появилась надежда на то, что её не будут считать капризной и слабой и тыкать историями о родах в полях.
Есть ещё несколько похожих историй. И в каждой из них люди получили право на боль. Их страдания признали существующими и существенными. Они не придумывают, не симулируют и не врут. Они не плохие, ленивые, вредные, капризные. Они не виноваты.
На самом деле, грустно, что для того, чтобы чувства человека признавали, не обесценивали, чтобы поддержали, необходима справка-разрешение, подтверждающая право на боль.
Я здесь не раз поднимала темы о том, что проблемы с психическим здоровьем принято отрицать и порицать. Но на деле так происходит и с физической болью. «Уже не болит», «это же как комарик, не страшнее», «неужели нельзя потерпеть», «ничего же страшного», «а не дадо было...», «не ори — люди смотрят», «не может так болеть»...
Нет, я не надеюсь изменить мир. Но, может быть, хотя бы десяток-другой из тех, кто прочтёт эту заметку, будут участливее к другим. Иногда. Хотя бы. А заодно и к себе, ведь сами себе мы тоже часто не даём права на боль, если справки нет.