Мифов про математику много разных, но один меня задевает особенно: миф о том, что математика -- занятие не творческое. Некоторые люди так и говорят: "Я человек творческий, математика не для меня". И при словах "творческая личность" мы скорее представляем себе художника или поэта или музыканта. Но не математика.
Одна причина в том, что творчество невозможно без эмоций
Музыка или живопись вызывают эмоции даже у необразованных людей, а вот чтобы математика задела за живое, надо или долго учиться, или сильно постараться. И по дороге не заразиться случайно расхожим мнением, что математика скучна и суха.
К тому же математика полезна
Она полезна как лопата, молоток, экскаватор или спутник связи. Она настолько полезна, что для большинства она не цель, а инструмент для достижения других интересных целей. А к инструментам какое отношение? -- поматросил и бросил. Большинству людей совершенно не обязательно относиться к математике творчески, чтобы использовать ее мощь.
Чтобы овладеть инструментом, нужны скучные упражнения
Много тысяч лет математика снабжает нашу цивилизацию инструментами. Одни из них простые, как сложение в столбик. Другие сложные, как методы решения дифференциальных уравнений. Кем бы ты ни был, обойтись без математических инструментов никак нельзя. Чтобы ими овладеть, приходится тратить кусок жизни на скучные тренировки. Музыканты и художники тоже много упражняются, но не все это испытывают на собственной шкуре, а корпеть над математикой в школе приходится всем.
Пал Эрдёш, странствующий рыцарь математики, считал, что самые красивые доказательства Бог хранит в специальной Книге. Построить такое доказательство -- благословение и радость; и некоторые математики этому причастны.
Решение задач и доказательство теорем захватывает так же, как сочинение симфонии или романа; так же лишает сна и так же дарит радость творчества.