Разумеется, Владимир Грамматиков мог бы просто перенести на пленку ленкомовский мюзикл. Однако сценарий фильма "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" был написан заново, а Алексей Рыбников расширил и видоизменил многие музыкальные темы. Были приглашены другие актеры. Словом, получился фильм, а не спектакль...
...Чили ХIХ века. Тысячи людей уезжают в Америку, чтобы разбогатеть. Среди них Хоакин и его возлюбленная Тереса. Но мечта остается мечтой, а реальная Америка встречает чужаков враждебно... Гибнет от рук насильников Тереса. И Хоакин клянется отомстить... Месть его тоже страшна и кровава - погибают женщины, дети, пылают дома. Насилие порождает насилие, жестокость порождает жестокость...
Эта старинная легенда рассказана без акцента на роскошную экзотику: суровая природа, скромные одежды героев... К оператору Александру Антипенко /"Мольба"/, в работах которого в 1970-х годах не чувствовалось прежней графической мощи, изощренного композиционного мастерства, здесь словно пришло второе дыхание. Впечатляющие панорамы, динамичные проходы с применением ручной камеры, поэтически одухотворенные портреты главных героев, выдержанные в прозрачно-мягкой цветовой гамме. И контрастно-кричащие краски, радужные цветовые блики в эпизодах дьявольского танца Смерти в виртуозном пластическом исполнении Александра Филиппенко. Движение камеры, композиция, свето-цветовой строй полностью совпадает здесь со звуко-музыкальным рядом...
Актеры Андрей Харитонов и Алена Беляк играют свои роли романтично, приподнято.
Конечно, не все в фильме удалось в равной мере. Скажем, в огненно-кровавом финале чувствуется явный вкусовой перебор.
Но в целом, как мне кажется, авторы сделали неординарную попытку создания драматичного и зрелищного мюзикла...
Александр Федоров, 1982