Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Военно-полевой роман"

Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!

Есть фильмы, словно замкнутые сами на себя. Порой они глубоки по мысли, сделаны мастерски, филигранно. Но почему-то в силу тех или иных причин не вызывают отклика чувств. Их воспринимаешь рассудком.

И есть фильмы вроде бы непритязательные по сюжету и форме, но захватывающие тебя целиком. А после сеанса они долго не отпускают душу теплотой щемяще трепетной волны.

-2

Для меня одним из них неожиданно стал "Военно-полевой роман". Почему неожиданно?

Дело в том, что автору удалось поставить не только, на мой взгляд, свою лучшую картину, но и создать редкое для кинематографа произведение, построенное по музыкальным законам. Это трудно, практически невозможно передать словами, но фильм неразрывно слит с музыкой. Причем, не только в смысле реально звучащих мотивов или фокстрота-рефрена самого Петра Тодоровского на прекрасные в своем строгом и проникновенном лиризме стихи Геннадия Шпаликова.

Но глубже. В фабуле и композиции, в режиссуре и актерской игре ощутима музыкальная стихия. Точнее - стихия бесхитростных "самодельных" песен бардов, традиций городского песенного фольклора.

С его непременной любовью. Долгой разлукой. Новой встречей. Вновь вспыхнувшим чувством. Грустным аккордом невозможности возвращения прошлого...

-3

Все это есть в мелодраматическом сюжете "Военно-полевого романа" . Но есть и другое - достоверная атмосфера времени 1940-х-1950-х. Точное, емкое изобразительное решение (оператор Валерий Блинов) с одухотворенно снятыми портретами главных героев. Николай Бурляев (Александр), Наталья Андрейченко (Люба) и Инна Чурикова (Вера) составили вместе отличное трио. В их игре драматические и мелодраматические ноты неуловимо переходят в комедийные и эксцентрические. В этом фильме исполнители чувствуют себя свободно, раскованно...

-4

Да, это картина о любви. Но важное место и у темы соприкосновения, взаимовлияния двух разных духовных миров, возможности их сближения. Эта тема была у Тодоровского и в "Городском романсе". Но здесь она звучит особенно остро и тонко.

Наталья Андрейченко играет как бы две разные судьбы и роли. В военном прологе - женщину абсолютно, даже бесстыдно счастливую. Любящую и любимую. Правда, любовь была коротка - ее комбат погиб в бою. Здесь, в начале 1950-х - потухший взгляд, вульгарная бойкость разбитной продавщицы пирожков... И в то же время ни на секунду не покидающее ощущение затаенной надежды, желание спасительного чуда.

-5

Этим чудом стала для Любы встреча с Сашей, когда-то безнадежно любившим ее на фронте.

-6

Николай Бурляев играет совершенное постоянство натуры своего интеллигентного героя, студента-"вечерника", работающего киномехаником в клубе. Александр женат на забавной в своем вежливом педантизме школьной учительнице (блестящая работа Инны Чуриковой), но встреча с Любой...

За обыденно привычным П. Тодоровский видит возможность максимально приблизить зрителей к своим героям. Так, чтобы исчезла грань между зрительным залом и экраном. Так рождается сопричастность к времени, к состраданию и любви, что по-прежнему остается самой сильной стороной режиссера.

Александр Федоров, 1984

Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library:

Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)

Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей

Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).

Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.

Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)"

Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран

Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа

Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа

Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики

Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)

Кинокритика в России: творческие портреты

Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики

Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики

http://kinopressa.ru/library