Найти тему
Вольдемар Эммус

ЖКЧ... пропало!

Уже много лет занимаюсь преподаванием компьютерной грамотности. Накопилось много наблюдений и всякого рода историй, чаще комических, иногда, хоть трагедию с них пиши.

Первое, с чем я столкнулся в своей преподавательской деятельности, это отчаянье людей, после общения с «преподавателями, т.н. учителями и особенно гуру». Половина из этих горе преподавателей, как минимум не знают предмет, которому взялись учить. Их первый признак – обилие в речи специальной терминологии, которую начинающий юзер ни за что не запомнит, менторский тон и патологическая жадность. За любую дополнительную услугу они стараются содрать побольше. Другая половина учителей, может, предмет и знают неплохо, но объясняют его настолько путанно, невнятно, что ученик костенеет в ступоре, понимая, что компьютер он никогда не освоит. Когда я начинал, в 90-х годах прошлого века, интернет уроков на Ютюбе не существовало, да и самого Ютюба не было тоже. Теперь же любой может найти себе бесплатного преподавателя, на свой вкус и предпочтения. Блогеров, ведущих подобные курсы очень много. Так что стоит ли тратить ваши денежки?

Сначала я давал объявление в газету «Из рук в руки», потом, когда количество учеников сильно выросло, необходимость в даче объявлений отпала, стал действовать принцип «сарафанного радио». Это когда люди передают о тебе хорошую весточку своим друзьям, а те – своим. И так далее.

Ученики попадаются разные. Однажды приглашают в дом, расположенный в тихом центре Москвы. Помпезная парадная, швейцар, охранник. Ясно, что попал в логово «богатеньких Буратин». Сразу для себя решил: «Начнут загинать пальцы, сразу уйду!» Захожу в огромную гостиную, метров пятьдесят, не меньше, где в окружении четырех джигитов сидит седовласый дядечка восточной внешности и сурово смотрит на меня. Джигиты тоже напряглись, выпрямились. Богачество в виде позолоченных люстр, огромной плазмы во всю стену, диванов, обитых китайским шелком, дорогого ковра под ногами, прет изо всех щелей. Короче, пещера Алладина. У окна за дубовым резным столом сидит волоокая восточная красавица, перед которой стоит открытый ноутбук.

-День добрый! - говорю.

Пахан, как оказалось, муж этой красавицы, резко встал и подошел ко мне. Пожал руку.

- У нас уже были учителя, но все какие-то придурки, - сказал он. - Вы, я вижу, профессор. Нам вас очень рекомендовала Алина…- он назвал фамилию одной из моих богатеньких клиенток. Слава богу, что я ее помнил. Поговорили о ней, как об общей знакомой. Напряжение спало. Все время молчащие джигиты, куда-то незаметно растворились.

Мою новую ученицу звали Мара. По-русски она, как и ее муж, говорила совершенно свободно. Как оказалось, очень давно семья живет в Москве. Через несколько занятий мы с Марой уже стали почти приятелями. Присматривающая за нами старушка благополучно уходила на второй этаж спать. То есть в мою нравственность и в мою квалификацию поверили. Маре, как и другим ученикам, я старался объяснять все простым и ясным языком. Составлял список профессиональных терминов, которые она должна была к следующему занятию выучить. А вот тут-то и получалась затыка. Освоив азы Интернета, она все время проводила там, совсем не заботясь о подготовке к следующему уроку. Приходилось начинать многое как бы сначала. Наконец, мне это надоело, я сказал ей в шутку: «Мара, если к послезавтра вы не выучите задание, честное слово, выдеру, как сидорову козу!» Сказал и сказал. Пошутил я. Но, как оказалось, не вполне удачно.

Прихожу на занятие. Мара мне не улыбается. Садимся за стол заниматься. Подходит ее муж и вручает мне… бамбуковую палку. «Учитель! Ты можешь ее бить палкой, если она будет плохо тебя слушаться!» Повернулся и ушел по своим делам. Сказать, что я охренел, значит, ничего не сказать. Бить Мару палкой мне не пришлось. Да я, честно говоря, и не решился бы, не смотря на все разрешения ее мужа. Мара, после этого случая, учиться стала прекрасно. Все, что было сказано выучить, вызубривала на зубок. А я для себя вывел два урока: не распускай язык, особенно со своими дурацкими шутками, ибо последствия могут оказаться самыми непредсказуемыми, и мне стало понятно, почему у восточных мужчин жены такие послушные.

Теперь – о ЖКЧ. Звонит мне ученица, которая уже перешла на уровень «уверенный пользователь». Сообщает: она не знает, что делать, потому что у нее пропало «ЖКЧ». Мои наводящие вопросы: что это за «ЖКЧ» такое, и куда оно вдруг пропало, ни к чему не приводят. А мне терять лицо перед учеником нельзя. Звоню своим продвинутым программерам. Те тоже в полном недоумении: что это за «ЖКЧ», и где оно находится? Делать нечего, поехал к ней выяснять. Оказалось, у нее глюкнул Ворд, и пропали иконки с командами: жирный, курсив, подчеркнутый (ЖКЧ). Ворд я ей переустановил. ЖКЧ оказались там, где и должны быть. А я не потерял лицо как преподаватель.

-2