Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Восхождение"

Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!

Середина 1970-х оказалась на редкость счастливой для Ларисы Шепитько. После запрета "Родины электричества"(по Андрею Платонову), неудавшейся попытки снять "Белорусский вокзал"(в итоге фильм поставил А.Смирнов) и утомительной борьбы с цензурой по поводу драмы "Ты и я" она добилась права на экранизацию военной повести Василя Быкова "Сотников". И зимой 1977 года заслуженно получила главный приз Берлинского фестиваля.

-2

Она изменила быковское название на библейское - "Восхождение". А история о двух партизанах, попавших в немецкий плен, стала историей Христа и Иуды...

Тогдашняя цензура не заметила (или сделала вид, что не заметила) метаморфозы. "Восхождение" скромно прошло по российским экранам под "военно-патриотической" рубрикой...

-3

Сотников в исполнении Бориса Плотникова ("Дикая охота короля Стаха") - человек, до конца преданный идее и готовый ради нее идти на плаху.

Зато Рыбак Владимира Гостюхина ("Охота на лис", "Урга") во что бы то ни стало хочет остаться в живых.

-4

Партизан допрашивает русский следователь - бывший учитель, перешедший на сторону нацистов. Анатолий Солоницын ("Андрей Рублев", "Сталкер") играет его как вариацию характера Понтия Пилата...

Кого из них можно понять, а кого простить?

Сегодня мы слишком много знаем о войне, чтобы однозначно и раз и на всегда ответить на этот вопрос...

Тогда, в середине 70-х, многим зрителям "Восхождения" это выбор сделать было, наверное, легче...

-5

По-видимому, Лариса Шепитько осталась довольна аскетизмом черно-белой графики оператора "Восхождения" Владимира Чухнова и пригласила его снимать свою следующую картину - экранизацию повести Валентина Распутина "Прощание с Матерой".

В начале июля 1979 года съемочная группа Ларисы Шепитько выехала на выбор натуры. Было раннее утро, и водитель микроавтобуса задремал за рулем... Шепитько и Чухнов погибли мгновенно... Ларисе едва исполнилось сорок лет...

-6

В 1981 году "Прощание" поставил муж Ларисы Шепитько - Элем Климов ("Агония", "Иди и смотри"). В этом фильм остался только один кадр, снятый самой Ларисой - огромное дерево, шелестящее листвой на ветру...

Александр Федоров, 1993

Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library:

Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)

Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей

Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).

Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.

Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)"

Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран

Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа

Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа

Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики

Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)

Кинокритика в России: творческие портреты

Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики

Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики

http://kinopressa.ru/library