Сложным был путь к экрану фильма Элема Климова "Агония".
Впрочем, и творческая судьба самого режиссера ("Добро пожаловать...", "Похождения зубного врача", "Прощание", "Иди и смотри") была далеко не гладкой.
В "Агонии" кризис России 1916 года показан с присущей Э. Климову синтезом иронии и психологизма. Фарсовые, эксцентрические сцены сменяются страшными натуралистическими видениями...
В центре картины - мощная фигура Григория Распутина. Бродячий "святой старец", "провидец", "целитель", алкоголик и сексуальный маньяк, сумевший войти в доверие царской семьи, оказывать влияние на ход государственных дел.
Распутина играет Алексей Петренко. Актер сумел добиться поразительного результата. Роль выстроена на перепадах вулканического темперамента, животного страха, нечеловеческой силы, униженной слабости, развращенности и религиозности. Задача сложнейшая, но актеру удалось уловить нерв роли, воплотить на экране неоднозначный характер.
Не менее сложной была задача и у Анатолия Ромашина, сыгравшего роль императора Николая Второго. Здесь было очень легко сбиться на плакатный тон или гротеск. Но А. Ромашин сыграл человека, проигравшего страну, своим бездействием обрекшим ее на страдания и разрушения.
Вокруг этих фигур - царя и Распутина - выстраивается сложная, многоплановая композиция фильма со множеством персонажей.
И словно рассекая фильм на части, вторгается в сюжетную ткань историческая хроника...
Александр Федоров, 1991