Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Чехов в 1918 году

Вольные фантазии на темы известных классических произведений в практике мирового искусства дело вполне привычное. К примеру, кем только не представал Гамлет на сцене и экране последних десятилетий: и мазохистом, и эротоманом и адептом однополой любви...

Так что в этом смысле эротический кич Бориса Бланка "Если бы знать...", поставленный по мотивам хрестоматийной пьесы Антона Павловича Чехова "Три сестры", не назовешь авангардным явлением. Другое дело, что отечественная цензура прежних лет такого рода эксперименты с классикой не допускала, а теперь, как говорится, всё дозволено...

Действие фильма Бориса Бланка происходит летом 1918 года на вокзале южного города Н., где и очутились три сестры и иные чеховские персонажи. Под мелодии Петра Лещенко и Александра Вертинского разворачивается на экране приторно-театрализованное действо, по ходу которого выясняется, что одна из сестер - лесбиянка, другая - как кошка влюблена в своего ученика, из-за которого становится жертвой группового изнасилования...

Словом, авторы фильма делают все от них зависящее, чтобы интеллигентные чеховские герои предстали воплощением пороков и в лучшем случае вызвали жалость пополам с брезгливостью.

Аналогии с современностью, бесспорно, шиты белыми нитками. Атмосфера распада рубежа 1920-х и 1990-х рифмуется в фильме с армейской четкостью...

Увы, по режиссуре, "Если бы знать..." - вещь, на мой взгляд, абсолютно дилетантская. Чтобы снять стильный кич, надо обладать талантом Педро Альмодовара, или на худой конец подняться выше "Дома под звездным небом" Сергея Соловьева.

Стильный кич предполагает синематечную насмотренность, виртуозность монтажа, тонкое чувство пародии, иронично-отстраненную игру актеров, чего и в помине нет в фильме Бориса Бланка, где эротизированные персонажи между делом проговаривают знаменитые чеховские реплики.

Бесспорно, одаренный художник, по чьим эскизам создавался изобразительный мир известных фильмов Элема Климова, Александра Митты и Эмиля Лотяну, Борис Бланк и в своей режиссерской работе сумел блеснуть мастерством создания интерьеров и декораций.

Но достоинства фильма "Если бы знать..." этим, как мне кажется, и ограничиваются.

Александр Федоров, 1993