Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Арбитр"

Режиссер и актер Иван Охлобыстин любит эпатировать российскую публику. Не припомню случая, чтобы кто-то из известных деятелей нашего кино публично заявлял о своей привязанности к наркотикам. А Охлобыстин на публике может сказать все, что угодно.

Вот и свой детектив "Арбитр" он тоже выстраивает вопреки устоявшимся традициям, разрушая стереотипы и вместе с тем играя ими, как это делает ребенок с игрушечными кубиками. Его персонаж – начинающий следователь в компании со своим убеленным сединами коллегой /Ролан Быков/ по ходу сюжета ловит маньяка-убийцу.

Однако эта стандартная фабула становится для режиссера и исполнителя главной роли лишь поводом для синематечных намеков. На экране то и дело возникают кадры и эпизоды, цитирующие или напоминающие фильмы Элана Паркера (оператор Михаил Мукасей не упускает возможностей поиграть со световым лучами, проникающими сквозь лопасти гигантского вентилятора), Хичкока, Фридкина, Линча, Скорсезе...

Впрочем, иронические цитаты и намеки вовсе не мешают режиссеру превратить фильм в своего рода суперклип, подтверждая тем самым, что российскому молодому кинопоколению 1990-х близка стилистика французских постмодернистов Люка Бессона /"Сабвей", "Никита"/ и Лео Каракса /"Дурная кровь", "Boy Meets Girl"/. Не случайно, быть может, что и многие участники команды "Арбитра" чем-то напоминают своих известных родителей (я имею ввиду сходство творческой манеры): актер Кирилл Козаков - своего отца Михаила Козакова, автор музыки Артем Артемьев - своего отца Эдуарда Артемьева, сочинившего звуковой мир ко многим фильмам Андрея Тарковского, и т.д.

"Арбитр" - фильм с двойным дном, рассчитанным на посвященных. На Западе такого рода картиной удивить трудно. Американское, французское и английское кино, на мой взгляд, до блеска отшлифовало подобную стилистику. В России же работа Ивана Охлобыстина в начале 1990-х выглядит весьма нестандартно...

Александр Федоров, 1993