Прошедшая в начале июня в Москве выставка «Строительная техника и технологии» переживает не самые простые времена: площадь экспозиции по сравнению с былыми годами, которые еще сохраняются в памяти, заметно уменьшилась. Причем во многом – именно за счет автомобильных экспонентов: отказываются от участия члены европейской «Большой семерки» (MAN, DAF и т.д.), почти не осталось «китайцев», не приехал даже ГАЗ. Тем не менее, приятно, что даже в усеченном формате СТТ по-прежнему собирает значительное количество посетителей со всей страны, а в залах не обходится без интересных новинок. Что же можно было посмотреть в этом году? Начнем рассказ со стенда Минского автозавода, который в этот раз привез только полноприводную технику.
Экспонат номер раз – автокран КС-5576BY-H, выпускаемый могилевским филиалом МАЗа. Вообще его презентовали с акцентом именно на новизне крановой установки – с 32-тонной грузоподъемностью и стрелой с максимальной длиной 32,6 метров, которую при установке гуська можно нарастить еще на 10 метров. Но на самом деле не менее интересное здесь и шасси, которое носит трудновоспроизводимый индекс МАЗ-6302С5-529-080. Это специальная крановая модификация шасси 6х6 с небольшим собственным весом и пониженной габаритной высотой, которую удалось получить за счет установки односкатных низкопрофильных шин Continental размерности 385/65R22,5 – достаточно прочных, чтобы выдержать 24 тонны собственного веса автокрана, и в то же время достаточно компактных, чтобы кран не вылез за 4-метровый габарит по высоте и 2,55-метровый по ширине.
Что касается технической составляющей, то здесь у кранового шасси все довольно обыденно: под кабиной установлена 6,6-литровая рядная «шестерка» ЯМЗ-53603 (330 л.с., Евро-5), которая работает в паре с 9-ступенчатой коробкой передач ZF. Передний мост – усиленный, с увеличенной до 9 тонн допустимой нагрузкой. Предлагается новый «легальный» кран (не превышающий установленных массо-габаритных ограничений для дорог общего пользования) за 11,7 млн.руб.
А вот еще одна вариация на тему полноприводного шасси МАЗ-6502 – строительный самосвал МАЗ-6502С9-522-052 «Колас» с 12,5-кубовой прямобортной платформой. У него тоже односкатная ошиновка и 9-тонный передний мост, но шины – белорусские вездеходные Бел-95 размерности 16,00R20: с такими «лаптями» рама приподнимается над дорогой заметно выше, чем у кранового шасси! И мосты тележки выдерживают уже не 16 тонн, а все 26. Конечно, это далеко от разрешенных законодательством нагрузок, но так и работать самосвал с таким серьезным внедорожным потенциалом должен вдалеке от шоссейных дорог общего пользования, где в него с полным правом можно будет загрузить дозволенные заводом 20,5 тонн груза. Кабина самосвалу полагается короткая и низкая, но с возможностью поставить откидную спальную полку для кратковременного отдыха водителя между рейсами. Силовой агрегат – 11-литровый дизель ЯМЗ-653.10 с отдачей в 420 сил (лицензионная рядная «шестерка» Renault DCi 11) с 16-ступенчатой коробкой ZF.
А вот еще один минский экспонат – полноприводный седельный тягач МАЗ-643228. Ходовая часть у него на вид такая же, как у самосвала, но это не совсем так. Односкатные колеса с шинами Бел-95, позволяющими уложиться в дорожный габарит по ширине, действительно те же самые. Но вот передний мост здесь обычный, под 7-тонную нагрузку. Но даже с ним допустимая нагрузка на седло доходит аж до 21 тонны, а предельную величину полной массы автопоезда завод заявляет на уровне 65 тонн! Учитывая специфику работы, кабина на тягач поставлена удлиненная, со спальным местом, хотя и все еще с низкой крышей.
Еще одна общая деталь с самосвалом – 16-ступенчатая коробка ZF. А вот мотор на «седельнике» совсем другой: 12-литровый Weichai WP12, хоть и близкий по мощности (430 л.с.). И мотор этот, к слову, теперь считается белорусским, а не китайским, ведь нынешней весной под Минском заработало совместное предприятие «МАЗ-Вейчай», освоившее сборку четырех семейств дизелей Weichai: объемом от 4 до 12 литров.
Наконец, четвертый полноприводный грузовик в минской экспозиции стал для многих настоящим откровением: да это же старина МАЗ-5316, со старой «квадратной» кабиной, ведущей родословную еще от МАЗ-6422! Неужели она до сих пор выпускается? Оказывается, да! Равно как и ярославская 15-литровая V-образная «восьмерка», которая стоит под этой кабиной! Называется она, правда, сейчас уже не ЯМЗ-238, а ЯМЗ-65872 (330 л.с.), но сути дела это не меняет.
Вот прямо предвижу сразу вопрос из зрительного зала: «И что, этот динозавр отвечает нормам Евро-5?» Да, отвечает. На бумаге. Попробую объяснить простым языком: на самом деле, в законодательстве существует лазейка (Правила ЕЭК ООН № 96-02), согласно которой на технику повышенной проходимости можно ставить двигатель, фактически отстающий по экологии на один класс. Что мы и наблюдаем в данном случае: на вездеходе, сертифицированном 5-му экологическому классу, установлен дизель честного уровня Евро-4, и все в рамках закона. Кстати, на сайтах некоторых дилеров про эти моторы в открытую пишут: «Возможно переоборудование под Евро-2!»
Но в чем же, простите, тут новизна? Нет, новизна действительно есть. Но заключается она в надстройке: старое шасси МАЗ-5316 в данном случае выступило носителем нового гидроподъемника АГП-32-В (он же ПСС-141.32Э) с рабочей высотой подъема люльки на 32 метра и возможностью работы на 4,5 метра ниже уровня земли.
Читайте также на канале "МАШИНА":
- КАМАЗ на выставке СТТ-2019
- автоспецтехника на выставке СТТ-2019