Открытие новой стоматологической клиники, конечно, рискованно. В особенности, когда статистика показывает, что один из трёх бизнесов в России закрывается в течение 5 лет, и только маленький процент продолжает существовать ближайшие 10 лет. За последние 5 лет количество стоматологических клиник увеличилось в разы. Вместе с этим становится понятным процесс, когда стоматолог получив образование как врач, набирается опыта в качестве наемного сотрудника в одной из клиник, в последующем желая открыть свою клинику, с целью большего дохода и с профессиональной точки зрения. Проблема в том, что в большинстве академических учреждений нет программы, которая бы подготовила врачей к открытию собственной клиники. На данный момент получается так, что врач находится на поле, где правила игры ему не знакомы, он действует интуитивно, что в свою очередь увеличивает шансы на принятия не правильных бизнес-решений.
В большинстве случаев, тот кто идёт обучаться на врача стоматолога не склонен к ведению бизнеса, иначе бы он предпочёл факультет по управлению бизнесом. Если бы даже молодые врачи и обучались в академии базовым вещам по управлению бизнесом, то, вероятно, это только бы облегчило задачу открыть свою собственную клинику, но никак не решало бы ее.
На протяжении нескольких лет я сталкивался со случаями, где клиники не выдерживали и года. Процесс открытия там был не правильным и не профессиональным, а в некоторых случаях у клиники и вовсе не было шанса на существование.
Не будет лишним сказать , что не успешное открытие клиники - это впервую очередь задолженности, которые нужно потом как то выплачивать.
И так, вот пара базовых принципов, которые нужно взять в учёт, перед тем как принять решение об открыть новой стоматологии:
1. Ты уверен, что тебе это нужно ? - быть собственником стоматологии, это не цель, а больше средство. Есть врачи, которые хорошо зарабатывают работая по найму или как фрилансер в других клиниках, для них будет не целесообразно открывать свой бизнес, не всем подходит быть предпринимателем. Есть талантливые стоматологи, но они ужасные предприниматели и плохие управленцы, им стоит работать по найму. Для этого нужно отключить своё эго : «Я хочу свою клинику»! Все же если конечный результат обещает быть лучше, чем опция работать по найму, стоит задуматься об открытии своей стоматологии.
2. Денежные инвестиции. Здесь зарыта собака и многие, кто открывают новую клинику проваливаются в яму. Они вкладывают все свои средства( а это всегда больше чем планировалось изначально) в оборудование и новую мебель, рентген и плазменные экраны, паркет и т.д., и вдруг оказывается, что не остаётся денег на рекламу и маркетинг. Итог этих действий таков: есть новая Клиника с новым оборудованием, но никто не знает о ее существовании. Что же делать ? На первом этапе в открытии новой клиники не нужно вкладывать много средств в оборудование, мебель и обстановку. Эти деньги лучше направить на ресурсы, которые помогут привести первых пациентов. После того, как есть первичная база, стабильный оборот денег, и локация клиники подходит на ближайшие годы, можно инвестировать в те или иные улучшения.
3. Реклама. Как не возможно разжечь огонь без спички, так нельзя получить новую базу пациентов без вложения в рекламу. Для того, чтобы максимально повысить узнаваемость клиники и создать первичный поток клиентов, должны быть вложения в рекламу на протяжении нескольких месяцев и в максимальное количество каналов (в зависимости от выделенного бюджета). После того, как появилась первичная база пациентов, бюджет на рекламу можно уменьшать. При этом стоит учитывать, что уменьшение бюджета на рекламу в большинстве случаев приводит к более медленному развитию клиники.
4. Открытие новой клиники с нуля или покупка существующей клиники ? Практически всегда предпочтения будут в сторону покупки существующей клиники, при условии, что это правильно подобранная клиника и по хорошей цене. Покупка существующей клиники - это сложный процесс особенно в части правильной оценки стоимость. Передача компании и ее ООО от продавца к покупателю также требует качественной юридической проверки. Не смотря на это, все же есть преимущества, можно сразу начать работать с лицензией, персоналом и имеющейся первичной базой пациентов. Правильная работа с существующей базой пациентов может обеспечить оборот на первые месяцы работы.
5. Бизнес- план. Тот, кто решает пропустить этот этап, берет на себя большой риск. Может стать большим сюрпризом, что расходы оказались намного больше чем себе представляли, или попасть в кассовый разрыв, что сильно усложнит управление клиникой. Бизнес-план включает в себя шаги, которые нужно сделать в первые два года на случай успешной развития клиники, а также при худших показателях работы, и предусмотреть иные варианты развития. Сколько вкладывать в открытие новой клиники? Где дать рекламу? Что рекламировать? Какой маркетинг-план? Сколько это стоит? Какой будет концепт клиники? И много других вопросов включает в себя бизнес-план. Безусловно, построение бизнес-плана должен делать профессионал желательно с опытом именно в этой сфере. Чем лучше будет бизнес-план, тем меньше шансов прогореть с новой клиникой и больше шансов на успех. Бизнес-план может помочь выявить, недостаток денежных средств на открытие новой клиники. И это хорошо! Стоит подождать год или два, и открыть клинику правильно, чем сейчас с вероятностью на неудачу.
6. Концепт клиники. Будет ли это клиника по имплантации, семейная или направлена на ортодонтию? Будет ли это эконом сегмент или премиум ? Будет ли принимать пациентов по дмс или омс? Обязательно заранее определится с концептом: что будете предлагать пациенту и кто ваш пациент? Выбранный концепт должен взять в расчёт конкурентов и населённость. Это всё не простые вопросы и на них должны быть ответы в бизнес-плане.
7. Локация. Правильно выбрать локацию - это залог успеха. Но нужно понимать, что стоматология не должна обязательно быть на центральной улице. Посещаемость клиники не зависит от проходимости улицы, в отличии от ресторана или кафе. Важный параметр- это хорошая транспортная доступность и наличие парковки для тех кто на автомобиле.
8. Партнёрство. Многие стоматологи входят в партнёрство так как не уверены в своих силах. Партнёрство -это не простой вид взаимоотношений, и в большинстве случаев заканчивается печальным расставанием сторон. Стоит хорошо взвесить, нужно ли прибегать к партнёрству, или стоит стартовать самому и только потом, по мере необходимости искать партнёра. В процессе выстраивания работы клиники, вы сможете увидеть все необходимые процессы, оценить функционал, после чего будет понятно нужен ли партнёр.
9. Цели. Каждый, кто открывает клинику с нуля должен понимать, что этот процесс не быстрый и плоды усердной работы будут только через пару лет. Основная цель на ближайшие 2 года- построение базы лояльных пациентов, а именно тех, кто станут вашими «представителями», теми, кто порекомендует. На этом этапе ценник должен быть относительно не высоким, чтобы завоевать рынок и обеспечить максимальное посещение пациентов. После того как эта цель будет достигнута, можно переходить на этап прибыльности. Это включает в себя постепенное поднятие цены и сокращение бюджета на рекламу.
Хочешь узнать как мы можем улучшить показатели твоей клиники ? Пиши в лс