Найти тему

Чем различаются: психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия, коучинг, тренинг, менторство

На психологическом форуме и в личных сообщениях то и дело появляются вопросы о том, чем отличается психологическое консультирование от психокоррекции, психокоррекция от психотерапии, психотерапия от коучинга, коучинг от тренинга, тренинг от менторства/наставничества.
Так много всего и так легко запутаться.
Как же во всём этом разобраться и выбрать для себя то, что необходимо именно вам в данный момент?

1. Психологическое консультирование - кратковременный процесс (от 1 до 12 сессий), беседа, построенная по определённым правилам и нацеленная на решение локальной проблемы клиента во внешнем мире.

Пример: человек устроился на новую работу и на первых порах испытывает сложности в построении отношений с начальством и новым окружением. 
1-2 консультации с психологом вполне достаточно, чтобы получить необходимый инструментарий для решения данной локальной проблемы.

Если же человек постоянно испытывает сложности во взаимоотношениях с окружающими, то здесь уместно и целесообразно рассмотреть психотерапию, речь о которой пойдёт в п. 3.
1. Психологическое консультирование - кратковременный процесс (от 1 до 12 сессий), беседа, построенная по определённым правилам и нацеленная на решение локальной проблемы клиента во внешнем мире. Пример: человек устроился на новую работу и на первых порах испытывает сложности в построении отношений с начальством и новым окружением.  1-2 консультации с психологом вполне достаточно, чтобы получить необходимый инструментарий для решения данной локальной проблемы. Если же человек постоянно испытывает сложности во взаимоотношениях с окружающими, то здесь уместно и целесообразно рассмотреть психотерапию, речь о которой пойдёт в п. 3.
2. Психологическая коррекция (ПКор) - этот термин существует только в России/СНГ и является промежуточным между психологическим консультированием и психотерапией. 
Психокоррекция - организованное воздействие на клиента/пациента с целью изменения его активности в соответствии с возрастной нормой психологического развития.

Пример: 
А) У детей ПКор осуществляется в рамках возрастной и специальной психологии при тех или иных особенностях развития ребёнка.
Б) У взрослых ПКор назначается, например, после перенесённого инсульта или иного заболевания, влекущего за собой изменение активности и функциональности человека.
Психологическая коррекция относится к среднесрочным методам воздействия.
2. Психологическая коррекция (ПКор) - этот термин существует только в России/СНГ и является промежуточным между психологическим консультированием и психотерапией.  Психокоррекция - организованное воздействие на клиента/пациента с целью изменения его активности в соответствии с возрастной нормой психологического развития. Пример: А) У детей ПКор осуществляется в рамках возрастной и специальной психологии при тех или иных особенностях развития ребёнка. Б) У взрослых ПКор назначается, например, после перенесённого инсульта или иного заболевания, влекущего за собой изменение активности и функциональности человека. Психологическая коррекция относится к среднесрочным методам воздействия.
3. Психотерапия (ПТ) - классически относится к длительным и глубинным процессам, включая работу как с сознанием, так и с бессознательным и направлена на решение внутренних и личностных проблем. 

Пример: Если тот же самый человек, который в п. 1 (про консультирование) сталкивается с подобной сложностью каждый раз в каждом новом коллективе, и 1-2 сессии с психологом не дают ему желаемого результата, то мы можем говорить об уместности психотерапии. Это поможет "докопаться" до глубинных механизмов и причин невозможности построения продуктивных отношений, будь то в социуме или семье.
Также ПТ показала свою эффективность для решения психосоматических проблем, нормализации и стабилизации психо-эмоциональных состояний и пр.

Как правило, клиент, пришедший в терапию, уже много чего успел переделать со своей проблемой - разными способами пытался её решить, сходил к священнику, попробовал разные волшебные таблетки, и "созрел" до того, что возможно "пора что-то в консерватории подправить" (с), т.е. внутри себя; 
этот человек обладает высоким уровнем интеллекта и рефлексии, заинтересован в исцелении собственной личности, а также высоко мотивирован - выделяет время и бюджет на саморазвитие.  
3. Психотерапия (ПТ) - классически относится к длительным и глубинным процессам, включая работу как с сознанием, так и с бессознательным и направлена на решение внутренних и личностных проблем. Пример: Если тот же самый человек, который в п. 1 (про консультирование) сталкивается с подобной сложностью каждый раз в каждом новом коллективе, и 1-2 сессии с психологом не дают ему желаемого результата, то мы можем говорить об уместности психотерапии. Это поможет "докопаться" до глубинных механизмов и причин невозможности построения продуктивных отношений, будь то в социуме или семье. Также ПТ показала свою эффективность для решения психосоматических проблем, нормализации и стабилизации психо-эмоциональных состояний и пр. Как правило, клиент, пришедший в терапию, уже много чего успел переделать со своей проблемой - разными способами пытался её решить, сходил к священнику, попробовал разные волшебные таблетки, и "созрел" до того, что возможно "пора что-то в консерватории подправить" (с), т.е. внутри себя; этот человек обладает высоким уровнем интеллекта и рефлексии, заинтересован в исцелении собственной личности, а также высоко мотивирован - выделяет время и бюджет на саморазвитие.  
4. Коучинг - (англ. Coaching - можно сопоставить с Co-achieving - со-достижение, со-действие) - партнерство по развитию между двумя людьми, в котором коуч помогает в максимальной реализации потенциала партнера для достижения наивысшего результата. 
Коучинг пришёл из спорта, и коуч исходит из девиза: "Если вы думаете, что препятствия и возможности вовне, а не внутри вас, то само это отношение и есть проблема". 

Коучинг = партнёрство по развитию.
Коучинг предполагает отношения взрослый-взрослый и высокую степень ответственности партнёра/клиента. 
В процессе диалога коуч стимулирует клиента к более глубокому осознанию своих целей, ресурсов и ограничений, чтобы клиент сам научился искать и находить собственные уникальные способы решения конкретной задачи. 

Принято считать, что основное отличие терапии от коучинга состоит в том, что терапия - про прошлое и настоящее (найти и обезвредить те "механизмы", которые пришли из прошлого и мешают в настоящем), а коучинг - про настоящее и будущее.
Идеальный клиент для коучинга - хорошо "оттерапевтированный" ранее клиент ПТ.
4. Коучинг - (англ. Coaching - можно сопоставить с Co-achieving - со-достижение, со-действие) - партнерство по развитию между двумя людьми, в котором коуч помогает в максимальной реализации потенциала партнера для достижения наивысшего результата.  Коучинг пришёл из спорта, и коуч исходит из девиза: "Если вы думаете, что препятствия и возможности вовне, а не внутри вас, то само это отношение и есть проблема".  Коучинг = партнёрство по развитию. Коучинг предполагает отношения взрослый-взрослый и высокую степень ответственности партнёра/клиента.  В процессе диалога коуч стимулирует клиента к более глубокому осознанию своих целей, ресурсов и ограничений, чтобы клиент сам научился искать и находить собственные уникальные способы решения конкретной задачи.  Принято считать, что основное отличие терапии от коучинга состоит в том, что терапия - про прошлое и настоящее (найти и обезвредить те "механизмы", которые пришли из прошлого и мешают в настоящем), а коучинг - про настоящее и будущее. Идеальный клиент для коучинга - хорошо "оттерапевтированный" ранее клиент ПТ.
5. Тренинг (англ. training от train — обучать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. 
Тренинг – форма интерактивного, чаще группового обучения, целью которого является развитие навыков межличностного и профессионального поведения. 

6. Наставничество, менторство - эффективный и популярный способ передачи профессиональных знаний и умений от более опытного предпринимателя или специалиста (ментора) менее опытному (протеже).
5. Тренинг (англ. training от train — обучать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок.  Тренинг – форма интерактивного, чаще группового обучения, целью которого является развитие навыков межличностного и профессионального поведения. 6. Наставничество, менторство - эффективный и популярный способ передачи профессиональных знаний и умений от более опытного предпринимателя или специалиста (ментора) менее опытному (протеже).

Надеюсь, эта статья поможет лучше разобраться и понять, что из всего вышеперечисленного необходимо именно Вам на данном этапе Вашей жизни.

Об основных отличительных особенностях профессиональной позиции специалистов - тренера, коуча, психолога, ментора - расскажу в одной из следующих статей.
Ставьте "лайки", задавайте вопросы, подписывайтесь на канал.

Это для меня будет хорошим ориентиром, о чём писать дальше.

Удачи!

(с) Юлия Орлова
Картинки из интернета.