Италия очень удобно расположилась на географической карте — почти посередине Средиземного моря, да ещё далеко вдаваясь в него носком своего «сапога». Это сильно отразилось на миропонимании итальянских политиков, называвших Средиземное море не иначе как Mare Nostrum — «Наше море». Благодаря этому же на Апеннинском полуострове зародилась и своя собственная «кораблестроительная школа». Итальянские моряки могли позволить себе не придавать дальности плавания своих кораблей столь большого значения, как англичане или французы, что, в свою очередь, позволяло обратить больше внимания на другие характеристики. Преобладание ясных дней с хорошей погодой предполагало артиллерийские дуэли на больших дистанциях, что требовало превосходства над противником в скорости и манёвренности. Поэтому итальянские корабли в целом имели отличные скоростные и манёвренные качества, ради которых конструкторы практически всегда жертвовали защитой и часто — огневой мощью.
В конце 1920-х годов ВМС Франции — основного соперника Италии на Средиземном море — пополнились тремя сериями боевых кораблей водоизмещением 2500–3000 тонн, скоростью 35–36 узлов и вооружением из пяти 130–139-мм орудий и двух трёхтрубных торпедных аппаратов. Формально французы называли их контрминоносцами, кое-где такие корабли причисляли к зарождающемуся подклассу лидеров эскадренных миноносцев. Для борьбы с ними, по мнению итальянцев, нужны были более крупные корабли водоизмещением 5000–6000 тонн и со скоростью уж никак не меньше 37 узлов, вооружённые как минимум восемью 152-мм орудиями. Так в итальянском флоте появилась первая серия крейсеров-скаутов типа Condottieri А. Постепенно увеличивая их размеры и усиливая защиту, к четвёртой серии Condottieri D, головным в которой стал Emanuele Filiberto Duca d`Aosta, итальянские конструкторы получили отличные лёгкие крейсеры с хорошим вооружением и прекрасными ходовыми качествами. Неудивительно, что именно они приглянулись специалистам из СССР и были взяты за прототип при создании первого советского крейсера «Киров» проекта 26. Таким образом, судьба Duca d`Aosta с самого рождения оказалась незримо связана с советским флотом.
Лёгкий крейсер итальянского флота Emanuele Filiberto Duca d`Aosta был построен на верфи Odero Terni Orlando в Ливорно и передан флоту в июле 1935 года. Корабль был назван в честь Эмануэле Филиберто, герцога Аоста, двоюродного брата короля Италии, представителя одной из самых древних европейских династий и полководца Первой мировой войны. Герцог начал военную карьеру в 1905 году, а через 10 лет уже командовал итальянской Третьей армией, получившей за стойкость на полях Первой мировой неофициальное название Armata invitta — «Непобедимая армия». После войны Эмануэле Филиберто было присвоено звание маршала Италии, а похоронить он себя завещал рядом с тысячами солдат его армии на военном кладбище Редипулья.
После краткого периода обучения экипажа крейсер сразу же окунулся в бурную деятельность итальянского флота. В 1938 году он вместе с однотипным Eugenio Di Savoia отправился в кругосветное плавание, однако ухудшение политической обстановки в Европе помешало завершить его. Едва успев посетить Бразилию, Аргентину, Чили и страны Карибского бассейна, корабли были отозваны на базу в Специю, куда и возвратились в марте 1939 года.
За весь период Второй мировой крейсер лишь однажды принял участие в серьёзном боестолкновении, когда 9 июля 1940 года в бою у мыса Пунта-Стило прикрывал получивший повреждения линкор Giulio Cesare. Все остальное время, вплоть до капитуляции Италии в сентябре 1943 года, несмотря на то, что он активно использовался, Duca D'Aosta не получил ни одного серьёзного повреждения. Можно сказать, что корабль берёг свой экипаж. Крейсер совершил 78 боевых выходов в море, выполнил более 90 боевых задач и прошёл около 30 тысяч миль. Он прикрывал конвои в Северную Африку, перехватывал английские крейсеры на пути к Мальте, активно участвовал в минно-заградительных операциях итальянского флота, однако серьёзных огневых соприкосновений с надводным противником более не имел.
Доживший до окончания боевых действий Второй мировой войны крейсер был отдан в уплату долга победителям. Вместе с линкором Giulio Cesare, который он когда-то прикрывал в бою, корабль попал в ВМФ СССР, где был переименован в «Керчь». Несмотря на плохое техническое состояние (корпусу требовался средний ремонт, котлам и механизмам — капитальный), крейсер было решено отремонтировать и ввести в строй. Следует отметить, что итальянские корабли не соответствовали принятым в отечественном флоте нормам и требованиям к организации службы, обитаемости и гигиене: ВМФ СССР более строго подходил к обеспечению бытовых условий на кораблях, и наши моряки проходили службу в гораздо более хороших условиях, чем итальянские. Однако было у Duca D'Aosta и одно очень важное преимущество: по общей конструкции и составу энергетической установки это был брат-близнец таких отечественных крейсеров, как «Киров» или «Молотов». Ведь именно его проект когда-то послужил для них прототипом! Благодаря этому ремонт корабля и освоение его нашими моряками прошли без особых осложнений.
Почти десятилетняя служба крейсера «Керчь» в составе Черноморского флота не была отмечена какими-либо значительными событиями, однако за это время с кораблём не произошло также ни одной крупной аварии — корабль и в новом флоте хранил свой экипаж. На крейсере прошли отличную подготовку немало флотских специалистов, которые позже служили на кораблях нового, уже ракетоносного советского флота.
Так верно ли мнение англичан, вынесенное в эпиграф? Британцы могут шутить сколько угодно, но судите сами: в боях на Средиземном море Королевский флот потерял 137 кораблей основных боевых классов и 41 подводную лодку. Ещё 111 надводных боевых единиц потеряли союзники Великобритании. Безусловно, в это число входят потери от действий немецкой авиации и подводных лодок, но и боевых заслуг итальянских моряков достаточно.
В World of Warhips крейсер Duca d'Aosta расположился на VI уровне и является премиумным кораблем. Вы можете приобрести его здесь.
Еще больше легендарных историй про корабли.
Если вам понравилась эта новость - ставьте лайки, делитесь с друзьями, подписывайтесь на нас!