Найти тему
Мир кораблей

Duca d`Aosta. "Советский" итальянец

Италия очень удобно расположилась на географической карте — почти посередине Средиземного моря, да ещё далеко вдаваясь в него носком своего «сапога». Это сильно отразилось на миропонимании итальянских политиков, называвших Средиземное море не иначе как Mare Nostrum — «Наше море». Благодаря этому же на Апеннинском полуострове зародилась и своя собственная «кораблестроительная школа». Итальянские моряки могли позволить себе не придавать дальности плавания своих кораблей столь большого значения, как англичане или французы, что, в свою очередь, позволяло обратить больше внимания на другие характеристики. Преобладание ясных дней с хорошей погодой предполагало артиллерийские дуэли на больших дистанциях, что требовало превосходства над противником в скорости и манёвренности. Поэтому итальянские корабли в целом имели отличные скоростные и манёвренные качества, ради которых конструкторы практически всегда жертвовали защитой и часто — огневой мощью. 

Чертежи лёгкого крейсера Duca d`Aosta
Чертежи лёгкого крейсера Duca d`Aosta

В конце 1920-х годов ВМС Франции — основного соперника Италии на Средиземном море — пополнились тремя сериями боевых кораблей водоизмещением 2500–3000 тонн, скоростью 35–36 узлов и вооружением из пяти 130–139-мм орудий и двух трёхтрубных торпедных аппаратов. Формально французы называли их контрминоносцами, кое-где такие корабли причисляли к зарождающемуся подклассу лидеров эскадренных миноносцев. Для борьбы с ними, по мнению итальянцев, нужны были более крупные корабли водоизмещением 5000–6000 тонн и со скоростью уж никак не меньше 37 узлов, вооружённые как минимум восемью 152-мм орудиями. Так в итальянском флоте появилась первая серия крейсеров-скаутов типа Condottieri А. Постепенно увеличивая их размеры и усиливая защиту, к четвёртой серии Condottieri D, головным в которой стал Emanuele Filiberto Duca d`Aosta, итальянские конструкторы получили отличные лёгкие крейсеры с хорошим вооружением и прекрасными ходовыми качествами. Неудивительно, что именно они приглянулись специалистам из СССР и были взяты за прототип при создании первого советского крейсера «Киров» проекта 26. Таким образом, судьба Duca d`Aosta с самого рождения оказалась незримо связана с советским флотом.

Крейсер «Киров»
Крейсер «Киров»

Лёгкий крейсер итальянского флота Emanuele Filiberto Duca d`Aosta был построен на верфи Odero Terni Orlando в Ливорно и передан флоту в июле 1935 года. Корабль был назван в честь Эмануэле Филиберто, герцога Аоста, двоюродного брата короля Италии, представителя одной из самых древних европейских династий и полководца Первой мировой войны. Герцог начал военную карьеру в 1905 году, а через 10 лет уже командовал итальянской Третьей армией, получившей за стойкость на полях Первой мировой неофициальное название Armata invitta — «Непобедимая армия». После войны Эмануэле Филиберто было присвоено звание маршала Италии, а похоронить он себя завещал рядом с тысячами солдат его армии на военном кладбище Редипулья.

После краткого периода обучения экипажа крейсер сразу же окунулся в бурную деятельность итальянского флота. В 1938 году он вместе с однотипным Eugenio Di Savoia отправился в кругосветное плавание, однако ухудшение политической обстановки в Европе помешало завершить его. Едва успев посетить Бразилию, Аргентину, Чили и страны Карибского бассейна, корабли были отозваны на базу в Специю, куда и возвратились в марте 1939 года.

За весь период Второй мировой крейсер лишь однажды принял участие в серьёзном боестолкновении, когда 9 июля 1940 года в бою у мыса Пунта-Стило прикрывал получивший повреждения линкор Giulio Cesare. Все остальное время, вплоть до капитуляции Италии в сентябре 1943 года, несмотря на то, что он активно использовался, Duca D'Aosta не получил ни одного серьёзного повреждения. Можно сказать, что корабль берёг свой экипаж. Крейсер совершил 78 боевых выходов в море, выполнил более 90 боевых задач и прошёл около 30 тысяч миль. Он прикрывал конвои в Северную Африку, перехватывал английские крейсеры на пути к Мальте, активно участвовал в минно-заградительных операциях итальянского флота, однако серьёзных огневых соприкосновений с надводным противником более не имел.

Спуск Duca d'Aosta на воду. Ливорно, 22 апреля 1934 года.
Спуск Duca d'Aosta на воду. Ливорно, 22 апреля 1934 года.

Доживший до окончания боевых действий Второй мировой войны крейсер был отдан в уплату долга победителям. Вместе с линкором Giulio Cesare, который он когда-то прикрывал в бою, корабль попал в ВМФ СССР, где был переименован в «Керчь». Несмотря на плохое техническое состояние (корпусу требовался средний ремонт, котлам и механизмам — капитальный), крейсер было решено отремонтировать и ввести в строй. Следует отметить, что итальянские корабли не соответствовали принятым в отечественном флоте нормам и требованиям к организации службы, обитаемости и гигиене: ВМФ СССР более строго подходил к обеспечению бытовых условий на кораблях, и наши моряки проходили службу в гораздо более хороших условиях, чем итальянские. Однако было у Duca D'Aosta и одно очень важное преимущество: по общей конструкции и составу энергетической установки это был брат-близнец таких отечественных крейсеров, как «Киров» или «Молотов». Ведь именно его проект когда-то послужил для них прототипом! Благодаря этому ремонт корабля и освоение его нашими моряками прошли без особых осложнений.

Крейсер «Керчь» в 1950 году
Крейсер «Керчь» в 1950 году

Почти десятилетняя служба крейсера «Керчь» в составе Черноморского флота не была отмечена какими-либо значительными событиями, однако за это время с кораблём не произошло также ни одной крупной аварии — корабль и в новом флоте хранил свой экипаж. На крейсере прошли отличную подготовку немало флотских специалистов, которые позже служили на кораблях нового, уже ракетоносного советского флота.

Так верно ли мнение англичан, вынесенное в эпиграф? Британцы могут шутить сколько угодно, но судите сами: в боях на Средиземном море Королевский флот потерял 137 кораблей основных боевых классов и 41 подводную лодку. Ещё 111 надводных боевых единиц потеряли союзники Великобритании. Безусловно, в это число входят потери от действий немецкой авиации и подводных лодок, но и боевых заслуг итальянских моряков достаточно.

В World of Warhips крейсер Duca d'Aosta расположился на VI уровне и является премиумным кораблем. Вы можете приобрести его здесь.

Еще больше легендарных историй про корабли.

Если вам понравилась эта новость - ставьте лайки, делитесь с друзьями, подписывайтесь на нас!