Найти тему
хочу новую полочку

«Мы здесь, чтобы испортить климат», или Во что еще верят ученые

Оглавление

Не знаю, тыкала ли я в детстве пальчиком на витрины и говорила «купи» (и было ли куда тыкать в ранние 90-е), но когда я выросла и стала работать в издательстве, папа приходил ко мне с книжной колонкой журналов типа «Вокруг света», тыкал пальчиком и говорил «купи». Так я купила эту книгу.

«Во что мы верим, но не можем доказать: Интеллектуалы XXI века о современной науке», под редакцией Джона Брокмана, перевод с английского Анны Стативка.

2011, Альпина нон-фикшн («What We Believe But Cannot Prove: Today's Leading Thinkers on Science in the Age of Certainty» edited by John Brockman, 2006)
2011, Альпина нон-фикшн («What We Believe But Cannot Prove: Today's Leading Thinkers on Science in the Age of Certainty» edited by John Brockman, 2006)

Кто такой Джон Брокман?

Литературный агент, в чьем каталоге самые крутые научно-популярные книги. Еще Брокман организовал клуб интеллектуалов, сначала офлайн, потом онлайн — The Edge Foundation. На этом сайте ученые, редакторы журналов и авторы книг ведут дискуссии и отвечают на вопросы Брокмана. А Брокман потом печатает книги с ответами (и заодно рекламирует все книги своего агентства — смекалочка!).

И во что верят интеллектуалы?

Всего было 110 ответов, из них:

— четверть всех ответов связана с физикой (выйдем за пределы скорости света, обнаружим еще больше подчастиц…), 7 человек верят в то, что мы не одни во Вселенной, 4 человека верят в объективную реальность;

— следующий по величине блок ответов — вопросы когнитивных способностей человека и сознания (обладают ли сознанием животные, является ли язык предпосылкой сознания; — ответы противоположные);

— много формальных или односложных ответов (Бог есть, Бога нет, верю в науку, закон больших чисел, верю, что существуют недоказуемые вещи);

— конкретных ответов, связанных с областью знания ученого, совсем мало; например, про причины аутизма (ассортативное спаривание двух людей с избыточной склонностью к систематизации) и коэволюцию человека и ворон.

К сожалению, часть ответов в принципе сложно понять. То ли слишком короткий формат и авторы не успевают пояснить теорию и терминологию, то ли плохой перевод (скорее всего, и то, и другое).

«Виртуальные миры постсимволической коммуникации смогут обеспечить высший уровень разнообразия, соответствующий психологическому наследию нашего вида, которое я считаю довольно опасным», — прогнозирует Джерон Ланье.
Все книги проекта Edge.org по годам. «Во что мы верим…» — самая первая. Русские переводы запаздывают, книга 2016 года еще готовится к выходу в МИФе.
Все книги проекта Edge.org по годам. «Во что мы верим…» — самая первая. Русские переводы запаздывают, книга 2016 года еще готовится к выходу в МИФе.

Стоит читать?

Вообще, название The Edge как бы намекает, что речь идет о переднем крае науки. А передний край науки меняется каждый год, максимум пару лет. Эта книга издана в 2006, переведена в 2011, а переиздается по сей день — в 2018 году Альпина выпустила книгу в покет-формате (по цене дешевле электронки).

Среди авторов книги даже есть автор, который делает прогноз на ближайшее десятилетие, то есть мы можем проверить (нет, мы не нашли микробную жизни во Вселенной).

С другой стороны, интеллектуалы отвечали весьма абстрактно и редко кто давал действительно интересные ответы с теориями из своей области знаний и открытиями, которые они ожидают в ближайшем будущем. То есть ответы не устарели. Но они и не особо интересны.

А как издано?

Бумажную книгу я купила как раз где-то в 2011 году, но она тогда мне не зашла. А недавно я купила еще две книги Брокмана (не ищите логику в моих действиях) и решила все-таки добить ту первую, но уже на Букмейте. Электронка сделана плохо, одним стилем отображается текст об авторе и его эссе, осталась грязь после конвертации.

Может, хотя бы интересный анекдот?

Одного физика-теоретика пригласили дать показания в «судебном процессе», где теория струн выступала противником теории петлевой квантовой гравитации. Защищая теорию струн, он привел такой аргумент: «Видите ли, без всяких сомнений, я лучший физик-теоретик в мире». Суд закончился (такого аргумента было достаточно), но когда этот физик спустился с трибуны, его обступили возмущённые коллеги. «Как вы можете делать столь возмутительные заявления?» — вопрошали они. Физик-теоретик стал оправдываться: «Коллеги, ну как вы не понимаете! Я же был под присягой!»

P.S. папа тоже разочарован книгой.

***

Пишу про книги и то, как они сделаны. Предыдущая рецензия здесь.