Суда Ганзы - когги - для повышения вместительности имели большую осадку и высокие борта. Они несли две-три мачты, причём на задней, бизани, поднимался треугольный "латинский" парус. Этот косой парус мог ловить и попутный и боковой ветер, добавляя кораблю манёвренности и давая возможность использовать неблагоприятные ветра.
Ганзейцы, используя переменные курсы (галсы), научились ходить на кораблях даже при встречном ветре! На коггах отказались от вёсел. Для отражения нападений пиратов на ранних коггах оборудовались площадки для лучников, потом стали ставиться длинноствольные пушки "шланге" ("змей"). Когг можно было использовать для перевозки грузов и для военных целей.
С середины XVI века ганзейцы начали строить боевые корабли для защиты от балтийских и североморских пиратов. В результате эволюции военного судостроения возникли такие боевые корабли: гукер - одномачтовый быстроходный боевой корабль, вооружённый несколькими лёгкими орудиями; флейт - небольшой двух-трёхмачтовый парусник с пушками, расположенными только на верхней палубе; пинасс (предшественник фрегата) - трёхмачтовик, вооружённый большим количеством более тяжёлых орудий, размещённых под верхней палубой и стрелявших сквозь прямоугольные бойницы - порты; галеон - тяжёлый боевой корабль с тремя-четырьмя мачтами и несколькими десятками орудий на двух, а иногда и трёх палубах. Все боевые корабли севера Европы имели объёмистые трюмы и могли возить грузы.
Пиратствовать против ганзейцев стало непросто. Купцы приняли на вооружение систему конвоев. Купеческие суда стали ходить между портами Северной Европы караванами, в охрану которым выделялось несколько военных кораблей. Но новые сложности не останавливали пиратов. Лихие люди также стали собирать свои суда в эскадры и действовать сообща.
На Балтике и в Северном море образовались пиратские общины, которым нередко покровительствовали власти Швеции, Дании, Речи Посполитой, Литвы, выдавая пиратам каперские патенты и неплохо обогащаясь за счёт морского разбоя.
Ганза - первый торговый союз нескольких государств, начавший строить боевой флот для защиты своих торговых путей. Но как бы ни были многочисленны её боевые корабли, они не могли быть всегда и повсюду, чем и пользовались пираты.