Экстраординарная личность Ивана Грозного вовлекала в свою орбиту людей талантливых, но откровенно авантюрных. Среди них был и Элезиус Бомелиус.
В своей книге «Сказания русского народа» И.П. Сахаров ссылается на негативное упоминание о нем в русском источнике: «В Псковской летописи, под годом 1570 о докторе Елисее Бомелии, записано: «Прислаша Немцы к Иоанну Немчина, лютого Волхва, нарицаемого Елисея, и бысть ему любим в приближении и положи на Царя страхование… и конечне был отвел Царя от веры; на Русских людей возложил Царю свирепство, а к Немцам на любовь преложи: понеже безбожнии узнали своими гаданьи, что было им до конца разоренным быти; того ради таковаго злаго еретика и прислаша к нему: понеже Русские люди прелестьни и падки на волхвование».
Бомелиус прибыл в Россию в том же 1570 году. Кажется странным, что сведения о человеке, пока ничем не отметившегося, сразу попали на страницу летописного источника.
А как начиналась его карьера?
Свою фамилию Элезиус Бомелиус получил по названию голландского города Боммель. Он родился в том же году, что и Иван IV, в семье протестантского пастора, который с семьей из-за религиозных преследований перебрался в вестфальский Везель. В Англию Элезиуса занесло волею случая. В начале 1559 г. с восшествием на престол Елизаветы I на родину возвращается аристократическая семья Бертье. Она скрывалась по соседству с Бомелиусами от гонений на протестантов католички Марии Тюдор. Вернувшись в Лондон, Бертье получают покровительство от всесильного Уильяма Сесила. В сферу влияния государственного секретаря и лорд-канцлера попадает и Бомелиус. Вероятно, не без его помощи Элезиус становится студентом Кембриджа, но обучение до конца не доводит. Недавно появилась версия, что это произошло из-за неправильного оформления вступительных документов, поэтому степень доктора медицины ему так бы и не светила.
Как пишет Джеймс Стюарт Кэмпбелл (James Stuart Campbell) в книге «Алхимическое покровительство сэра Уильяма Сесила, лорда Берли» (The Alchemical Patronage of Sir William Cecil, Lord Burghley): «Связь Сесила с голландским астрологом, алхимиком и врачом Элезиусом Бомелиусом также интригует. Получив медицинскую степень в Кембриджском университете, Бомелиус первоначально пользовался покровительством Джеймса Блаунта, лорда Маунтджоя. Поскольку Маунтджой, как известно, был одержим алхимией, тратя семейное состояние на поиски философского камня, Бомелий, вероятно, служил Маунтджою в некотором алхимическом качестве. К 1567 году Бомелиус организовал успешную лондонскую медицинскую практику и приобрел известность как врач, лечащий по методике Парацельса, и астролог. Архиепископ Мэттью Паркер отметил, что «многие из них прекрасно доверяют ему и его магии», а протестантский реформатор Филипп Меланхтон в известных письмах молился [ему] «за эрудицию и благочестие».
Его успех, однако, привлек к нему внимание Лондонской коллегии врачей, и в 1567 году он был заключен в тюрьму за медицинскую практику без лицензии. Во время своего заключения Бомелиус неоднократно обращался к Сесилу за помощью, заверяя его, что сэр Томас Смит считает его алхимическую практику законной. Сесил неоднократно писал в коллегию врачей по поводу Бомелиусу. Почему Сесил ему покровительствовал, неясно. По словам Страйпа, Бомелиус был автором датируемого примерно этим периодом астрологического предсказания о брачных переговорах Елизаветы, которое сохранилось в документах Сесила.
После консультаций с Сесилом и архиепископом Кентерберийским в связи с его астрологическими предсказаниями о великих потрясениях в Англии в конце апреля 1570 года Бомелиус написал Сесилу, сообщив ему, что примерно через месяц он, благодаря его милости, получит возможность посвятить свои услуги и помощь Ее Королевскому Величеству и укажет способ, посредством которого кишечные болезни могут быть исцелены без какого-либо кровопролития.
Однако, «если Ее Королевское Величество не желает пользоваться моим искусством», Бомелиус попросит разрешения работать на русского царя Ивана IV (известного как Иван Грозный). Очевидно, это разрешение было предоставлено, поскольку 2 июня 1570 года Бомелиус был освобожден, поселившись в России к концу года. Хотя Бомелиус приобрел огромное влияние на царя, он в конечном итоге пал жертвой паранойи Ивана, был обвинен в измене и поджарен на костре в 1579 году.
Как заявляет Изабель де Мадариага, остается неясно использовал ли Сесил Бомелиуса как врача. Частые обращения врача за поддержкой Сесила и письма Сесила в коллегию врачей относительно Бомелиуса, безусловно, предполагают, что в их отношениях было нечто большее, чем это показывают существующие источники. Сесил, по крайней мере, определил некоторые астрологические способности Бомелиуса, демонстрируя связь между астрологическим прогнозированием и лечением в умах современников».
Врач-недоучка Бомелиус консультирует саму английскую королеву! Разве можно было терпеть подобное уважаемой коллегии врачей! Его обвиняют в «нарушении законов Королевства медицинской практикой, без наличия знаний, при помощи магического искусства» (for violation of the laws of the Kingdom by practising medicine, without knowledge and by magical arts).
Но после первого освобождения в 1567 г. Бомелиус не собирался покидать Англию. В 1569 г. он вновь заключен в тюрьму и освобожден в следующем году при условии отъезда из страны.
На его счастье в Лондоне с 1568 г. находился русский посол Андрей Григорьевич Совин. Он сумел получить одобрение на выезд из Англии различных мастеров, которых не хватало в России. И в списке значился Элезиус Бомелиус.
Бомелиус в России: взлет и падение
Он не был приближен к царю сразу. Обнаружив, что среди прибывших англичан нет посланника Дженкинсона, через которого царь вел тайные переговоры с королевой, Иван IV разразился в адрес Елизаветы гневным посланием: «… Тебе же следовало к нам прислать доверенного человека, а с ним Антона или одного Антона [Дженкинсона]…». Англичане были лишены всех торговых привилегий. Ситуация изменилась спустя год, после того, как крымские татары сожгли Москву. Тогда же Бомелиус и стал вхож на государев двор.
В воспоминаниях Таубе и Крузе говорится, что царь начал «убивать людей новым способом при посредстве одного беглого, шельмовского доктора, по имени Елисея Фамелиуса [Бомелиуса]». Способ заключался в том, что Бомелиус разрабатывал яды замедленного действия, которые испытывались на подданных.
Доктор осматривал и царских невест при выборе третьей жены Ивана IV: «…Сначала в 70 году послал он нескольких лиц во все края, где только ни простиралась его обширная страна, осмотреть всех девушек, молодых и старых, высшего и низшего сословия, заметить и описать их имена, рост и наружность, чтобы не могло быть никакого подмена и обмана, и велел всех их, в количестве 2000, привести в Александровскую слободу.
Когда они все собрались со всех концов и краев, осматривал он их следующим образом, для чего употребил почти целый год. Каждую особу или девушку приказал он привести в дом, где она должна была одеться наряднейшим образом. Затем он входил в комнату вместе с двумя или тремя доверенными лицами, тоже разодетыми самым тщательным образом, кланялся им, говорил с ними немного, осматривал их и прощался с ними. Указанным образом поступил он со всеми; тех, кто не понравился ему, употреблял он для позорного плотского сладострастия, раздавал им кое-что и выдавал их замуж за своих палачей, или они были вовсе прогнаны безжалостным образом. Из всех осталось 24, и, подержав их доброе время одну за другой, выбрал он из них 12, и когда мы 26 июня 1571 г. были у него в Александровской слободе, избрал он для себя и своего сына тех, кого он хотел следующим образом: они должны были снять все украшения и платья и дать осмотреть себя безо всякого затруднения и сопротивления нагими. При этом присутствовал его доктор, и он должен был осмотреть их мочу в стакане и определить и высказаться относительно их природы, свойств и здоровья…».
Причина падения могущественного доктора и астролога, как и дата его казни, не известны. Его ненавидели как русские, так и англичане. По версии представителя английской «Московской» компании Джерома Горсея, считавшего Бомелиуса «врагом англичан», его пытали вместе с новгородским епископом Леонидом, заставляя признаться в связях с Польшей и Швецией. В этом случае Бомелиуса не стало в 1575 г. Англичане же приводят дату 1579 г. Во многих отечественных источниках также фигурирует этот год.
Можно предположить, что «лютый волхв» двойной агент Элезиус Бомелиус стал разменной монетой в борьбе средневековых «спецслужб» - русской и английской. Возможно, какие-то вновь открывшиеся источники еще прольют свет на его авантюрную жизнь.
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.