Мне очень сложно было начать писать об этой кассете, ибо она у меня всего одна и распечатать такое нужно было решиться. Тут дело даже не в том, что эта штука сегодня стоит около 5000 рублей, а просто в пиетете перед этим совершенством и моей нерешимости нарушить его целостность. Но что не сделаешь ради вас, парни!
На дворе 1990-й год и индустрия бытовой магнитной записи находится на своем технологическом пике, хотя испытывает сильнейшее давление со стороны компакт-диска. В те времена производители бились не на жизнь, а насмерть чтобы натянуть на себя корону.
Так что в 1990 году три лидера (и не только они) сделали свои уникальные бескомпромиссные кассеты. Sony выпустила Metal Master, Maxell – Metal Vertex, а TDK выпустил новое поколение MA-XG.
У всех этих кассет потрясающего качества ленты, с крайне низким шумом, способные на такое, что трудно представить, что что-то еще звучит лучше (если ваша дека это позволяет, конечно). Эти кассеты действительно такого уровня, что в качестве записи вас ограничит только уровень вашей аппаратуры, а не кассета.
Sony и Maxell сделали крутейшие кассеты, но самой конструктивно сложной является именно TDK MA-XG. Эта фирма уже была пионером в области «запредельных» кассет, выпустив невероятную по тем временам MA-R в 1979 году и создав таким образом собственный класс суперкассет.
Эта штука с металлической рамой сразу стала вершиной, настоящим эталоном, с которым сравнивали всё остальное. Позже, в 1985-м её переименовали в MA-XG, несколько изменив конструкцию металлического сердечника.
И вот через 11 лет, когда индустрия достигла своего апогея и война брендов была в самом разгаре, TDK выпускает новую бескомпромиссную кассету, лучшее свое творение и, вероятно, лучшую кассету в истории магнитной записи вообще.
Можно, конечно, много спорить о том, что Sony, Maxell или, скажем, Denon лучше, но как мне кажется, что по совокупности качеств у MA-XG нет равных. Смотрите сами – все эти кассеты высочайшего уровня, все они яркие представители странного класса продуктов оверинжиниринга, когда усложнения делаются уже не ради улучшения качественных характеристик, а ради самих усложнений, чтобы поиграть мышцами, показать на что способен бренд. Однако, так усложнить конструкцию кассеты, как сделали это в TDK, не удалось ни кому.
TDK MA- XG состоит из более чем 30 прецизионных деталей с минимальными допусками, поэтому их собирали только вручную. В конструкции использовались самые современные композитные материалы.
Основной корпус кассеты состоит из 5 частей, которые представляли самое эффективное решение связанных с вибрацией проблем (на тот момент). И, кстати, позже уже никто ничего круче не придумал.
Две лицевые панели удерживаются с помощью трех боковых рам сверху, слева и справа.
Двухслойная лицевая пластина состоит из мягкого пластикового слоя, соединенного с жестким пластиком, армированным стекловолокном. Эта композитная конструкция практически исключает резонансы корпуса, которые могут вносить модуляционные искажения и окрашивать звуковой сигнал.
Внутри корпуса установлены два утяжеляющих стабилизатора, предназначенных для ослабления вибраций. Они зажимают между собой направляющий блок ленты внутри лицевых панелей. Благодаря особой форме и расположению этих стабилизаторов вибрации были значительно снижены. Получающееся в результате улучшение характеристик модуляционных шумов обеспечивает исключительно чистое воспроизведение с высоким разрешением.
Вся конструкция удерживается десятью винтами. Шесть стягивают лицевые панели и еще четыре – боковые рамы. Помимо высокой точности размеров всех деталей и их жесткости, эта сложносочиненная конструкция обладает исключительной способностью противостоять ударам и вибрации не подвергаясь деформированию.
Направляющий блок изготовлен из «высокотехнологичного материала» с низким коэффициентом трения и износом. Технология литья под давлением с чрезвычайно малыми допусками гарантирует, что все контактные поверхности обработаны с высочайшим уровнем точности.
Внутренняя прокладка была разработана с нуля и не только обеспечивает плавное наматывание, но и сводит к минимуму колебания натяжения ленты.
Пружина прижимной подушки с двойными прорезями – также новая конструкция, обладающая высокой устойчивостью к деформации и способная поддерживать чрезвычайно равномерное давление по всей ширине ленты.
Эти усложнения обеспечивают исключительную стабильность при движении ленты и постоянную точность азимута на всём её протяжении. Таким образом, обеспечивается отличная стерео картина и чистота звука от начала до конца ленты.
Конечно, все это коммерческое бла-бла-бла. Но что же на самом деле? По моим собственным впечатлениям эта кассета почти так же великолепна как на рекламных текстах. Берешь её в руки и поражаешься – как вообще такое можно было нагородить! В смысле мне она нравится.
Вычурная конструкция ничуть не портит её, а подгонка деталей (как и внимание к ним) здесь как у швейцарских часов. На первый взгляд кажется, что эта неброская кассета проще своего предка MA-R, но это далеко не так.
При перемотке сбитый корпус вообще не издает шумов, а качество двухслойной ленты IV типа такое, что при записи вообще не слышно разницы с источником. Кажется, что предел характеристик этой кассеты лежит за гранью возможностей деки. Больше вам ничего о качестве ленты знать не нужно.
Потому что это совершенно не важно. И так понятно, что она очень крутая. Да, повторюсь – качество ленты MA-XG не имеет значения. По той причине, что сегодня просто не имеет смысла распечатывать эти кассеты – они дороже большинства исходников, с которых можно делать запись, а значит выгоднее иметь исходник.
Но TDK MA-XG остается ценной как один из важнейших экспонатов Золотой эры аудио. Как нечто, совершенно прекрасное в своей избыточности, как то, что смог построить человек, ради попытки безупречно зафиксировать музыку на магнитную ленту. И последняя попытка компании TDK удалась как ни у кого другого.
Ну и напоследок новое фетиш-видео с облетом со всех сторон и неумелой разборкой:
Срочно подписывайтесь на мой Instagram, там много фоточек и всё такое. А на страницу в Facebook не ходите, я там как раз нашел идеальные колонки и идеальный усилитель. Их на всех не хватит
Еще о кассетах
Maxell XL I // Maxell MX // That's CD/IVF // История Taiyo Yuden // Hitachi DL // Sony Metal-SR // Sony HF-S // Triad MG-X // Sony EHF // Denon HD8//Maxell UD XLII // Triad CD-IV // TDK AR-X// Sony UX-PRO // BASF LH extra I // TRIAD F-X // Memorex CDX II // Sony ES I и ES II // TDK SA // Sony Metal Master // Supertape XR // Basf Cromdioxid Super II // That's CD MH // Fuji Metal Z // Золотой Maxell XL II // TDK D, Fuji DR, JVC GI, Sony HF, Scotch BX // Большой групповой тест хромовых кассет