Пока Яра готовится к курсовой по Йоге, мы вместе читаем Бхагават-Гиту с комментариями Йогананды.
Надо сказать, что от комментатора очень сильно зависит трактование текста, и Гита от Йогананды кардинальным образом отличается от кришнаитского варианта или скажем от Гиты в изложении Шри Шайлендры Шарма. Йогананда называет Бхагават-Гиту "квинтэсенцией четырех Вед,108 Упанишад и шести систем философии Индуизма".
Действительно, написанная за несколько веков до нашей эры, её создание приходится на так называемое "осевое время" (700-200 г. д н.э.), когда произошел качественный скачок в сознании человека. В это время происходит бурный рост городов, распространяется письменность, переставая быть достоянием элиты, зарождается новая экономика, где на передний план выходят торговцы (вайшьи) и городской класс.
В Индии старая ведическая религия вырождается до набора огромного количества внешних ритуалов и жертвоприношений, которые не приносили никакой пользы простым людям и в обществе появляется запрос на духовное обновление. Происходит революционный скачок от магического мышления к рационально-философскому. В Китае, Индии, Иране, Восточном Средиземноморье примерно в одно и то же время пророки и философы начинают поиски абсолютной истины, обращаясь не к внешним богам, но в глубины собственного сознания. Так появляются Упанишады, Дао Дэ Цзин, учения Будды, Заратустры, Сократа, Платона и множество других. Чтобы объяснить несовершенство и несправедливость мира, дать людям надежду и указать путь к освобождению от страданий, в Индии развиваются учения о реинкарнации и карме, появляются ведантический индуизм, буддизм и различные йогические школы санкхья.
Несмотря на различное географическое происхождение, учения объединяют несколько похожих принципов:
Признание абсолютной реальности, лежащей за пределами понимания человека.
Ощущение потери неких фундаментальных ценностей, своей собственной естественной природы и поэтому - необходимость пересмотра старых традиций, верований, ритуалов.
Отведение морали и нравственности центрального места в жизни человека.
Стремление сделать сокровенное знание достоянием всех людей, независимо от их касты, происхождения или положения в обществе.
Идея о единстве индивидуальной души и Абсолюта. Истинная природа человека по тем или иным причинам была скрыта от него, но тем не менее является достижимой просто по факту своего существования.
Самопознание как ключевой момент духовного поиска и отвержение всех внешних авторитетов. И Будда, и Сократ призывали подвергать сомнениям собственные слова и проверять всё на практике. Слепое подчинение авторитету отвергалось, уступая место личному духовному поиску.
На фото: изображение Кришны на стене ресторана в городе Хампи, Индия.