И надо и хочу немного написать о программах кинофестиваля "Зеркало" этого года.
Я считаю, что одним из двух самых интересных событий кинофестиваля будет показ фильмов выдающегося немецкого режиссёра Вернера Херцога. Второе событие - короткометражки Параджанова.
Фильмы показываются в рамках программы "Тарковский. Контекст". Это не странно, хотя понятно, что никакого особенного влияния Тарковский и Херцог друг на друга не оказали.
Однако нечто их явно роднит и сближает. И это "что-то" можно назвать жаждой преодоления. Вот что говорит Вернер Херцог: "У меня одна проблема - преодоление. Мне трудно говорить о том, какова моя тема, но основная, которую хотел бы постоянно разрабатывать, это умение преодолеть самого себя, не вступить в конфликт с природой, гармонией. Но все это только в том случае, если человек находится в постоянной дисгармонии со средой. Преодолев эту дисгармонию, можно прийти к осмыслению жизни не через созерцательность, а через страдание".
Мы понимаем, что тут явная схожесть с художественным мировоззрением Тарковского.
Андрей Арсеньевич старше Вернера Стипетича на десять лет и начал работать в кино, естественно, раньше.
Херцог снял дебютный фильм "Знаки жизни" в 1968 году и получил за него Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля. "Андрей Рублёв" вышел в 1966 году.
Я полюбил фильмы Херцога давно, ещё во ВГИКе, даже до поступления. Он завораживает страстью и цельностью. Вернер Херцог любит повторять, что он никогда никому не подражает и снимает свои фильмы так, как будто бы до него не существовало никакой истории кино.
Позволю себе небольшую цитату из прекрасной диссертации о творчестве Херцога (автор - кандидат искусствоведения Г.И. Жданкина): "Снимая свои фильмы в экзотических и экстремальных ландшафтах, Херцог всегда мучается "вечными" вопросами: что мы представляем из себя как люди? Где границы наших человеческих возможностей? Он занимается исследованием внутренней, душевной жизни своих героев, ищет для себя и для них место, где еще можно существовать. Он подразумевает под подлинным существованием, по Хайдеггеру, не обыденную жизнь, а человеческое бытие. Его пугает современная тенденция, состоящая в том, что мелочная каждодневная жизнь и бытие резко расходятся друг с другом. Все чаще появляются так называемые "безбытийные люди", у которых есть жизнь, но нет бытия с духовным началом. Почти всегда он выбирает героев, которые стремятся постичь смысл бытия."
На фестивале будут показаны три его фильма.
1. Документальный "Малыш Дитер должен летать".
и два игровых:
2. "Плохой лейтенант"
3. "Спасительный рассвет"
Я понимаю, что, к сожалению, немногие предпочтут фильмы Херцога фестивальным лентам. Хотя, почему же - "к сожалению"? Все ищут на фестивале своего. Но те, кто придут на Херцога, сделают очень хороший выбор.