Спад экономики, падение ВВП, девальвация национальной валюты, политическая нестабильность – все эти факторы самым негативным образом влияют на нашу с вами жизнь. Они банально приводят к тому, что наши доходы не поспевают за расходами. Цены растут настолько стремительно, что некоторые траты мы уже не можем позволить себе в прежних объемах или отказываемся от них вовсе. Это касается и автомобиля, как предмета, во многих случаях, не самой первой необходимости. Можно, конечно, поставить его на прикол и не ездить вовсе, но это уж слишком радикальная мера. Если хорошенько поработать над оптимизацией расходов, их можно до определенной степени сократить и не отказывать себе в удовольствии пользоваться личным транспортом.
Во-первых, соблюдайте правила дорожного движения! Это самый верный способ если не сэкономить на эксплуатации автомобиля, то, как минимум избежать непредвиденных и совершенно ненужных расходов на оплату штрафов или, не дай бог, ремонт после ДТП.
И, кстати, почему бы не совместить личный автомобиль с общественным транспортом? Особенно этот способ актуален для мегаполисов. Если вы живете далеко от метро или в пригороде, то до ближайшей станции подземки можно добраться на машине, а там пересесть на метропоезд и добраться до пункта назначения может быть даже быстрее, чем на автомобиле. Но главное, в час-пик такая пересадка поможет сэкономить не только время, но и деньги, которые были бы напрасно потрачены на топливо, сгоревшее в столь типичных для городов-миллионников заторах.
А поскольку топливо и есть основная статья расходов на ежедневную эксплуатацию автомобиля, то стоит задуматься о том, как бы снизить его расход, не ограничивая себя в передвижениях. Мы писали об этом отдельную статью, но повторим основные тезисы и здесь: избегайте резких нажатий на акселератор, работайте с педалями деликатно; старайтесь не превышать скорость и не вынуждайте двигатель долго работать на повышенных оборотах; контролируйте давление в шинах на соответствие рекомендованному производителем; выньте все лишнее из багажника; перейдите на бензин с меньшим октановым числом (например, с 95-го на 92-й), если производитель автомобиля это допускает.
Само собой, желательно отслеживать цены на АЗС и заправляться там, где дешевле. Сэкономить, в том числе, помогут всевозможные бонусные программы, которые есть почти у всех крупных сетей. Но все же не переусердствуйте – не стоит заправляться на сомнительных АЗС, дабы не нарваться на «бодягу». Такая экономия может обойтись слишком дорого. У крупных сетей присутствует хоть какой-то контроль качества топлива и точности заправочного оборудования.
Часть стоимости топлива можно компенсировать за счет попутчиков. Их можно найти с помощью популярных интернет-сервисов, либо «взять на борт» голосующих у дороги. Такая практика, к слову, достаточно распространена среди тех, кто работает в столице (областном центре), а живет в пригороде или более отдаленном населенном пункте.
А если пойти еще дальше, то приличные суммы можно сэкономить за счет самостоятельного техобслуживания автомобиля. Некоторые манипуляции не требуют специальных знаний и навыков. Например, поменять воздушные и салонные фильтры на большинстве автомобилей сможет каждый. Не знаете как? В Интернете полно иллюстрированных статей и видеороликов на эту тему. Процесс простой и, что особенно важно, бесплатный. К тому же, фильтры (как и многие другие запчасти) в интернет-магазинах или на авторынках обычно стоят дешевле, чем на официальных СТО. Тоже экономия. А если вы технарь продвинутый и все можете сами, то услуга самообслуживания на автосервисе вам в помощь. Инструменты, подъемник и прочее оборудование вам предоставят – работайте на здоровье! Оплата, как правило, почасовая.
Правда, если речь идет об автомобиле на гарантии, стоит принять во внимание, что обслуживание не в официальных сервисных центрах приведет к тому, что эту самую гарантию вы потеряете. В целом ничего криминального в этом нет, но потом, если возникнет необходимость продать автомобиль, он будет цениться чуть выше с сервисной книжкой, в которой должным образом проставлены все официальные отметки. Но и тут есть лазейка. Если вы точно знаете, что можете купить расходники дешевле, чем на официальных СТО, купите их и заплатите только за работу. Так вы и сэкономите, и гарантию не потеряете.
Наверняка можно придумать и более изощренные способы урезания расходов на автомобиль в кризис (ваши варианты в комментариях под статьей более чем приветствуются), но в завершение хотелось бы отдельно отметить то, на чем совершенно точно экономить не стоит. Ни при каких обстоятельствах. Потому что это ваша безопасность и работоспособность вашего автомобиля в целом. Речь идет о шинах, которые в обязательном порядке должны соответствовать сезону и иметь достаточную глубину протектора, о технических жидкостях, от которых напрямую зависит работа двигателя, коробки передач и тормозной системы, о тормозных колодках (ни в коем случае не прельщаться ценами неизвестных производителей), а также о сложном ремонте агрегатов, замене ремня ГРМ, переборке двигателя и коробки передач. Этим должны заниматься только квалифицированные специалисты.