Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как работалось на старых судах или голь на выдумки хитра

Недавняя статья о создании самопальной системы подогрева двигателей всколыхнула и другие подобные воспоминания. Возможно, кому-то покажется довольно странным то, о чём ниже будет написано, но из песни слова не выкинешь. Происходило всё это на старых судах мелких украинских компаний.

Работали они в принципе на убой, деньги в поддержание работоспособности вкладывались по минимуму. Вот вспомню хотя бы престарелый буксир "Вал" 1956 года постройки.

А что это обозначено стрелкой? Дело в том, что судовая сеть на буксире была 220 вольт, а таскать приходилось баржи, брашпили которых были рассчитаны на 380 вольт. Бросить-то якорь ещё можно, а как его поднимать? Долго мучились, пришвартовывая баржу бортом к буксиру и становясь на свой якорь, но он был слабенький и при сильном ветре или на реке надёжно удержать эту сладкую парочку не мог.

Руководство компании сделало оригинальный ход. Где-то был куплен армейский дизель-генератор, вот такой

-2

Прибуксировали на причал, сняли с колёс и краном поставили на палубу. Стоять он должен был под навесом, уже существовавшим на судне. Запихивали его туда вручную, поставив как на катки на обрезки труб. Вот он стрелкой и обозначен, уже шаровой краской окрашенный. Теперь можно было бросать кабель на баржу и запитывать на ней якорное устройство.

Только маленькая деталь. Когда залили охлаждающую воду, блок цилиндров потёк, видимо был разморожен ещё в период армейсой эксплуатации. С колёсами ДГ весит 2050 кг, ну пусть на ходовую часть приходится килограммов 800. Под звуки соответствующего словесного сопровождения выволокли его взад, а через пару дней запихивали другой, предварительно проверенный. Палуба деревянная, зафиксировать его было несложно, так и ходили с ним, пока я не распрощался с "Валом" навсегда.

А ещё в жаркое время масляные насосы древних главных двигателей "Русский дизель" 6ДР30/50 не могли обеспечить требуемое давление, приходилось параллельно включать маслопрокачивающий. Но он не рассчитан на длительную работу, электродвигатель начинал перегреваться, тепловая защита вырубала его. Тогда сделали специальный съёмный воздуховод от вдувного вентилятора, нагнетаемый им воздух обдувал двигатель и так он мог работать долго.

Водяные насосы были поршневого типа, клапанные коробки там сделаны в виде цилиндра из цветного металла, плотно вставляемого в корпус насоса. Но со временем посадочные места были разбиты, коробки болтались в своих гнёздах, герметичность нарушалась, давление нагнетания падало. Заменить их было нечем, поэтому я изготовил специальные медные обтюрирующие кольца, коробки снова стали входить в корус очень плотно, работоспособность насосов была восстановлена.

Бичом работы на этих судах является переменный состав команд. И многие считают - нам бы контракт доработать, а там хоть и солнце не вставай. Как-то по весне попал я на очередной "Волго-Балт". Если на "Сормовских" воздух к вдувным вентиляторам поступает с верхней части надстройки, то на "Волго-Балте" это были окна в лицевой стене надстройки на высоте чуть выше человеческого роста, защищённые металлическими жалюзи, а при необходимости закрываемые специальными металлическими щитами.

При сильных дождях и захлёстывающих палубу волнах вода иногда попадала внутрь. Никто никогда туда не заглядывал. Когда наступила летняя жара, оказалось, что два из четырёх вдувных вентиляторов неработоспособны. После того, как надоело ходить мокрыми от пота, вскрыли воздуховоды. На одном вентиляторе отвалилась проржавевшая крыльчатка, на другом сгорел электродвигатель. Аналогичный у электрона нашёлся, но чем заменить крыльчатку, самим сделать идеально отбалансированную нереально. И вот в Керчи, зайдя в магазин автозапчастей обнаружили крыльчатку вентилятора охлаждения для "Газели", идеально подошедшую по внешнему диаметру, ну, а для плотной посадки на вал судового электродвигателя сделали переходную втулку. Сразу жизнь в машине стала веселей :)

Я уже писал, как при выходе из строя графитовых торцевых уплотнений насосов и отсутствии запасных, приходилось вытачивать их из текстолита, после тщательной шлифовки они работали вполне успешно. И трудно переоценить роль от таких вещей как "Холодная сварка" или эпоксидные смолы "Дэвкон". Да и просто двухкомпонентной эпоксидной смолы. Что только не делали с их помощью! Помнится, холодной сваркой я даже выводил посадочное место для уплотнения рубашки охлаждения цилиндров главного двигателя, ибо чугунный буртик весь был изъеден раковинками от кавитации. Получилось вполне успешно. И во многих других случаях убыль металла приходилось восполнять синтетическими материалами.

В короткой заметке всего не перечислишь, за годы работы накопилось немало таких воспоминаний, думаю, и кое-кого из читателей они посетят в комментариях :)

Ещё на подобную тему:

Корабельные будни: сломался балластно-осушительный насос Что делать, когда вода начинает вытекать из дизеля
Итоги разборок в машинном отделении и пара слов о романтике