Продолжаем гулять по чистопрудным переулочкам.
Посетили импровизированную выставку граффити во дворах улицы Жуковского:
Обнаружили раритет:
Забрели во дворик отеля между ней и Чаплыгина. Со стороны последней постояльцев встречают львы, а во дворе, в неработающем фонтане, обнаружились цапли.
И все-таки возвращаемся в переулок Огородная Слобода и идем в сторону Малого Харитоньевского переулка. Там конец нашего маршрута увенчают колонны старого Филаретовского училища (Малый Харитоньевский, 5), где до середины XIX века стояло подворье Чудова монастыря, а затем обучали хорошим манерам и прочим образовательным премудростям девочки из семей священнослужителей. После 1917 года здание заняло Управление внутренней охраны НКВД, был главный штаб ВМФ, сейчас - Штаб тыла Министерства обороны РФ.
Но не это помпезное здание цель нашего сегодняшнего маршрута - мы идем навещать “кружевной дом”. Или - дом с привидениями. А еще точнее - дом с привидениями, которые едят майонез. Мы не виделись 8 лет. Жив ли?
Идем мимо оград, дворов, вдоль стен высоких домов, которые не разглядеть в узком переулке. За Георг Плаза (№ 5а) крутизна неожиданно обрывается одноэтажным длинным строением с заколоченными жестью окнами. Все рядом с ним какое-то покосившееся и окраинное, а над металлической крышей причудливо растопырились пальцы ветвей, словно тщетно норовят поймать редкие облака. Такая прелюдия, чтобы создать соответствующее настроение. Потому что дальше, под № 9, он - кружевной дом.
Двухэтажный деревянный выкрашенный зеленой краской дом, кажется, стоит тут с тех самых «огородных» времен. На самом деле он был построен чуть ранее особняка Высоцких (№ 6, о нем в предыдущей части)— в конце 19-го века, когда, по словам Марины Цветаевой, всякие «домики с знаком породы... заменили уроды — грузные, в шесть этажей». Но основной фасон в градостроении держал Петербург, а безалаберная Москва всякие отклонения от канонов себе позволяла. Вот и в Огородной слободе в 1870 — 1880 годах вырос с помощью архитектора Мейнгарда «дом с кружевами» - пышной сквозной резьбой кронштейнов и карниза.
Назначение здания было прозаичным: Мясницкому отделению больницы для чернорабочих, занимавшей квартал до Малого Харитоньевского, требовался новый корпус - мест катастрофически не хватало.
После 1917-го здание также использовали как медицинское учреждение. В конце 1930-х годов прочую больничную застройку снесли, остался только этот двухэтажный корпус. Потом в нем были коммуналки - до 1963 года с печным отоплением. После расселения их, в 1970-е, здесь поселился венерологический диспансер № 2. Что, как ни странно, соответствовало специфике кружевного дома - мясницкое отделение больницы для чернорабочих специализировалось на дерматологии и венерологии.
Когда 8 лет назад мы повстречались, он имел заброшенный вид и назывался экскурсоводами “дом с привидениями”. Я писала тогда:
Мутные стекла почти не отражают света, признаков жизни в доме не видать. Лишь за одним окном сиротливо притулилась пачка кефира да майонез. И тут мы подумали: а едят ли привидения майонез? А откуда вообще взялись привидения? Из внезапно исчезнувших или таинственно почивших обитателей нами были обнаружены зарегистрированные по этому адресу: благотворительный фонд, трест и туристическая фирма. Возможно, это их призраки?
Сегодня дом № 9 выглядит значительно веселей. Он теперь охраняется государством, и крылечко уже даже покрашено.
Начало прогулки: "Здесь весело шелестели капустой, хрустели огурцами и прорастали репкой", продолжение: "Пока описывали имущество, потеряли знак качества - серебряный кораблик". Еще о Чистых Прудах: "От монумента идеологу русского анархизма, что стоял в начале бульвара, шарахались даже лошади"
Гуляла Мария Кронгауз