Найти тему
Дневник оптимиста

Первый советский вездеход, получивший Знак качества.

Модель ГАЗ-66 Алексея Балина. Адрес: http://xn--80abwll.xn--p1ai/gaz-66_35.html
Модель ГАЗ-66 Алексея Балина. Адрес: http://xn--80abwll.xn--p1ai/gaz-66_35.html

Здравствуйте, уважаемые читатели канала «Дневник оптимиста»!

Через десять лет серийного производства ГАЗ-63 возможности его усовершенствования были исчерпаны и начались работы по проектированию грузового вездехода следующего поколения, названного ГАЗ-66. Возглавил проектные работы талантливый конструктор ГАЗа А.Д. Просвирнин, прошедший на газе многолетнюю школу проектирования.

Схема трансмиссии осталась прежней: передний мост подключался при необходимости. Компоновка автомобиля претерпела кардинальные изменения, она стала бескапотной. Кабину расположили над двигателем, что позволило при той же базе увеличить грузовую платформу. Опытные образцы появились в 1957 году, но из-за отсутствия двигателя нужной мощности «серии» пришлось ждать семь лет.

Восьмицилиндровый двигатель начал производиться серийно на ЗМЗ в 1963 году. Он был первым двигателем в мировом автомобилестроении с алюминиевым блоком цилиндров, изготавливаемым литьём под давлением. Первоначально двигатель имел такую же модель, как и грузовой вездеход. Впоследствии он был неоднократно модернизирован и получил индекс ЗМЗ-53. Двигатель оказался удачным и пользуется спросом до сих пор.

Гражданская профессия ГАЗ-66 - разведка полезных ископаемых. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/gaz66bur.jpg
Гражданская профессия ГАЗ-66 - разведка полезных ископаемых. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/k/g/gaz66bur.jpg

Основными отличиями ГАЗ-66 от предшественника стали:

- увеличенный на 45 мм клиренс;

- самоблокирующиеся дифференциалы мостов;

- возможность регулировки давления воздуха в колёсах с места водителя, которая появилась на 4 году производства;

- увеличенная размерность шин;

- усилитель тормозов, работающий за счёт вакуума, создаваемого двигателем;

- гидроусилитель руля;

- защищённые карданные шарниры;

- рессоры на резиновых подушках;

- одинаковая нагрузка на оси, что увеличивало проходимость, и было удобно при десантировании;

- расположение кабины над двигателем снизило длину автомобиля, но привело к тесноте на рабочем месте водителя и уязвимости его во время боевых действий. При подрыве на мине водитель был не защищён, поэтому в Афганистане автомобиль имел ограниченное применение.

ГАЗ-66 комплектовался лебёдкой самовытаскивания. Модель Алексея Балина. Адрес: http://xn--80abwll.xn--p1ai/gaz-66_35.html
ГАЗ-66 комплектовался лебёдкой самовытаскивания. Модель Алексея Балина. Адрес: http://xn--80abwll.xn--p1ai/gaz-66_35.html

Новая конструкция вездехода позволила до 90 км/час увеличить скорость при той же величине перевозимого груза и тяговых возможностях. Проходимость автомобиля стала ещё более высокой. Эксплуатационные возможности и боевое применение значительно превышали способности предшественника. Вездеход оказался наиболее массовым в армии и экономике Советского Союза.

В 1967 году автомобиль участвовал в пробеге из Горького до Владивостока и обратно. На трассе было значительное количество бездорожья. Вездеход и его двигатель успешно выдержали испытание и показали непревзойдённые показатели ремонтопригодности. Это стало началом триумфального шествия грузовика по выставкам внутри страны и за рубежом. Он первый автомобиль в СССР, получивший Знак качества – награда за высокое качество продукции и выдающиеся эксплуатационные характеристики.

Командно-штабная машина модели Р-142 на шасси ГАЗ-66 обеспечивала радиозвязь между армейскими подразделениями. Фотография модели применена в качестве иллюстрации с разрешения Дмитрия Куршева. Адрес: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=11833
Командно-штабная машина модели Р-142 на шасси ГАЗ-66 обеспечивала радиозвязь между армейскими подразделениями. Фотография модели применена в качестве иллюстрации с разрешения Дмитрия Куршева. Адрес: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=11833

Вездеход за время производства получил 25 модификаций. На него устанавливали коробку отбора мощности, лебёдку, седельное устройство, сдвоенные задние шины, экранированное электрооборудование, дизельный двигатель. На его базе выпускалось около двух десятков специальных автомобилей. Вездеход выпускался в северном и тропическом исполнении, экспортировался в различные страны мира.

За 35 лет всего было выпущено почти 966 тысяч автомобилей, которые нашли широкое применение в армии и странах социалистического лагеря.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.