(Hotel Mumbai, 2018, США)
Когда не так давно я писал про другой фильм о реальном теракте - "15 минут войны", - то назвал террористов, собиравшихся казнить заложников-детей, орангутангами. На что один читатель высказал в комментариях недовольство тем, что я напрасно оскорбил один из самых разумных и уж точно ни в чём не виноватых видов приматов на Земле.
А ведь и вправду это я не подумавши брякнул, ибо на поверку так оно и есть. Миролюбивые орангутанги гораздо лучше и человечнее тех агрессивно-тупорылых хомо сапиенсов, которые хватают оружие и бегут убивать себе подобных во имя религиозной химеры, протухшей в их безмозглых бошках. Особенно, когда вдобавок их жертвы не вооружены и беззащитны. Поэтому извините меня великодушно, орангутанги - это не вы и не вам подобные существа издевались над детьми в 1976 году в Джибути. И тем более не вы устроили в 2008-м побоище в Мумбаи, о чём повествует нам дебютная картина режиссёра Энтони Мараса.
История эта вроде бы хорошо известна и события в ней имели нехилый размах, но поскольку случилась она не в Америке и не в Европе, киношники вспомнили о ней лишь сегодня. Да и то фрагментарно: осветили не все эпизоды масштабной террористической атаки на Мумбаи в ноябре 2008 года, а лишь один. Наиболее кровавый и трагический: захват четырьмя вооруженными до зубов отморозками пятизвездочного отеля "Taj Mahal Palace & Tower". Точнее говоря, это был даже не захват заложников, а массовая казнь без предъявления каких-либо ультиматумов. А инициировали её некие исламские фундаменталисты Пакистана, которые также командовали дистанционно по мобильникам своими ручными дегенератами с автоматами.
Кое в чём "Отель Мумбаи" перекликается с другим недавним фильмом о другом громком теракте - "22 июля" Гринграсса, где показан кровавый беспредел, устроенный в 2011 году в Норвегии неким существом по фамилии Брейвик. Эти фильмы роднит не только то, что они исследуют хронологию реальных событий, но и то, что среди их персонажей нет "крепких орешков". А есть там лишь простые люди, пытающиеся по мере своих сил выжить под огнём. Что делает эти сюжеты на порядок более правдоподобными и драматичными.
Однако, если Гринграсс, как ни тщился, так и не нашел в "22 июля" даже мало-мальски симпатичного героя, в итоге слив своё кино в унитаз, история Мараса подана в более выгодном ракурсе. И в ней хватает по-настоящему выразительных личностей, которым хочется по-человечески сопереживать. И которые не вызывают у зрителя отвращения, как это было с распускавшим полфильма нюни, главным героем "22 июля".
А теперь хотелось бы чуток понедоумевать, так как "Отель Мумбаи", при всей своей интересности, не ответил на ряд вопросов, что наверняка возникли у каждого зрителя.
Например, как вообще в 2008 году в городе 28-миллионнике нет ни одного СОБРа, и его понадобилось вызывать аж из столицы Индии? Со всеми вытекающими отсюда, катастрофическими последствиями: целых 9 часов (!) кровожадные недоумки терроризировали отель, без суеты и спешки расстреливая своих жертв от бедра и не встречая ни малейшего сопротивления.
Ну ладно, а что же обычная полиция? Неужели она толпилась снаружи, слушала взрывы и автоматные очереди и ничегошеньки не делала? Да, практически так и было. Лишь однажды какой-то храбрый офицер дерзнул проявить инициативу. И попытался с небольшой группой пробиться в офис службы безопасности отеля. Затем чтобы через охранные видеокамеры оценить обстановку.
И вновь мы видим какой-то ахтунг. Мало того, что мумбайские копы не имеют штурмового снаряжения кроме "броников", так они ещё и вооружены британскими винтовками "Lee-Enfield" модели, если не ошибаюсь, 1907 года! В 2008 году. На боевой операции против отморозков с "калашниковыми". В стране, которая уже не первое десятилетие ядерная держава. И чья экономика одна из ведущих в мире.
Вот такие пироги, да.
***
В общем, "Отель Мумбаи" - кино не только адски мрачное и жестокое, но и довольно-таки смелое. Потому что оно без стеснения посылает нафиг всех любителей "крепко-орешечных" боевиков и показывает нам, как это происходит не в голливудской вселенной, а в обычной, человеческой. Благодаря чему мы имеем дело с весьма неординарной картиной и одним из лучших триллеров "на основе реальных событий" последних лет. Впечатления от которого отложатся в вашей памяти надолго, если не навсегда. И даже если вы по-прежнему затрудняетесь найти Мумбаи на географической карте, то что там происходило в 2008-м, отныне будете знать наверняка.