Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

22 июля

Оглавление

(2018, Норвегия)

Внимание! Если по какой-либо причине данная история является для вас больной темой, не нужно читать нижеследующий текст далее первого абзаца. Автор вовсе не пытается оскорбить чьи-либо чувства, но как знать - всякое может ненароком случиться.

***

Экранизировав в своё время пару нашумевших историй "на основе реальных событий" - "Потерянный рейс" и "Капитан Филлипс", - режиссёр Пол Гринграсс ("Борн 2-3, а также 5", "Не брать живым"), снова взялся за этот тяжкий, но благородный, по его мнению, труд. И на сей раз замахнулся ни много ни мало на самый жестокий и кровавый теракт (двойной), что когда-либо случался в Норвегии. А именно - взрыв в центре Осло и бойню на острове Утёйа, устроенные террористом-нац.радикалом Андерсом Брейвиком 22 июля 2011 года и повлекшие за собой в общей сложности 77 смертей.
Что ж, осенившая Пола, новая идея тоже в целом выглядела любопытной. Тем более, времени со дня трагедии минуло достаточно для того, чтобы можно было снять о ней трезвое и подробное художественное кино. Чем Гринграсс вскоре и занялся, собственноручно изготовив для него сценарий. И, видимо, так увлекся работой, что даже не заметил, какие в ней изначально были заложены мины. На которых этот его проект в итоге и подорвался, став на сегодняшний день самой беззубой, отвратительно тягомотной и скучной лентой Пола из тех, что я когда-либо видел.


Хотя никто в этом провале не виноват. Ни Гринграсс, ни кто-либо ещё. Просто каким бы гениальным режиссером и сценаристом ты ни был, трудно снять по-настоящему захватывающее кино, где... абсолютно некому симпатизировать. Вообще. Представьте себе. Ведь на поверку в этой истории не нашлось ни одного (!) сколько-нибудь интересного героя. А тот парень - не буду называть его имя, - которого Гринграсс всё-таки попытался героизировать, не вызывает ничего кроме снисходительно-тоскливой жалости. Как к нему самому, так и к Гринграссу, который лишь удручённо разводит руками и оправдывается перед нами: ну простите, ребята, этот чувак - лучшее, что я для вас нашёл. А все прочие участники этой драмы выглядели бы на месте главного героя еще бледнее и жальче.
Впрочем, о жертвах чуть позже. Сначала - о злодее. Том самом, который с гордостью называет себя Солдатом и иными возвышенно-лестными эпитетами. Тогда как по факту он являет собой трусливое существо, которое моментально подняло лапки кверху, стоило лишь ему столкнуться с настоящими солдатами. Да и тот факт, что существо отправилось взрывать гражданских и расстреливать безоружную наивную молодежь, а не обитателей арабского гетто, против которых был перво-наперво нацелен его 1500-страничный (!) террористический манифест, тоже о многом говорит. Так почему же все-таки Утёйа, а не гетто? Ха! Вы еще спрашиваете! В гетто свинцовая "ответка" грозила прилететь существу после первых же выстрелов. А гордое и идейное существо умирать вот так больно и в дерьме вовсе не собиралось.
Солдат, значит? Мученик за свои убеждения? Ну-ну.

-3

А знаете, как существо оправдывалось, почему оно сдалось в плен спецназу, не успел ещё тот приказать ему бросить оружие? Хоть слово "анекдот" в данном контексте и неуместно, но ведь так и есть. "Я, конечно, мог и умереть, - заявило существо позже, - но я не имел на это права, ведь мне ещё предстояло озвучить идеи из моего манифеста широкой общественности!". О, да! Представляете себе какого-нибудь гитлеровца, который покорно сделал "хэндэ хох" перед советскими солдатами, а потом объяснил это вовсе не нежеланием издохнуть, а своим стремлением донести в плену идеи гитлеризма до народов СССР... Блин, и смех, и грех, честное слово.
Увы, но какой жалкий в этой истории террорист, столь же жалкими выглядят и его невинные жертвы. И конкретно та из них, которую Гринграсс, стыдливо потупившись, выставил нам в качестве главного героя. Да, парню крупно не повезло. Бегая и ныкаясь по задворкам от существа с винтовкой, он словил аж пол-десятка пуль, но чудом выжил. А потом начал изо всех сил морально страдать. И плакать днями напролет. И мучиться кошмарами. И впадать в истерики. А после долгих-долгих терзаний согласился-таки выступить свидетелем на суде. Где наш герой снова лил слёзы перед презрительно ухмыляющимся существом. И пытался дрожащим голосом напомнить не раскаявшемуся мяснику о том, о как же жалобно блеяли перед смертью овечки, которых мясник отправил на убой...

-4

И всё бы ничего, но эти вот истерики, рыдания и заламывание рук отнимают как минимум 1,5 часа из тех почти 2,5, что длится картина. Тогда как её самые важные драматические события укладываются всего в полчаса и демонстрируются практически бескровно. Всё верно, кино о самой свирепой террористической бойне Норвегии снято в стиле едва ли не игры в "Зарницу". И бо́льшую его часть вам будут показывать даже не это, а плачущего парня, как сказали бы у нас, "допризывного возраста". Которому уже вроде бы пристало стесняться своих слёз и не стесняться своих шрамов. Однако он ведёт себя с точностью до наоборот, а Пол Гринграсс усердно хочет вызвать его рефлексиями наше сочувствие...
А, может, и вправду у кого-нибудь да вызвал? В конце концов, кто я такой, чтобы отвечать за всех.

***

В общем, никто не умаляет масштаб и скорбную глубину трагедии, произошедшей летом 2011-го года в Норвегии. Вот только, увы, но ее художественная экранизация оставляет желать лучшего, даром что над ней работал не самый последний режиссёр с мировым именем. Надо ли вам тратить время на "22 июля" или нет, судите сами. Хотя я бы на вашем месте лучше бы глянул какую-нибудь "документалку" на данную тему, чем эту унылую гринграссовскую тягомотину.

-5